Напомним, что инцидент случился в воскресенье в Атырау. Самолет компании QAZAQ AIR должен был вылететь в Актобе в 18.15 по времени Астаны. Однако сначала всем объявили, что рейс задерживается, а позже его и вовсе перенесли на понедельник. Изрядно понервничали в тот вечер почти 50 пассажиров, просидевших, по их словам, без объяснения внятных причин в аэропорту не один час.
Позднее же выяснилось, что пилот самолета был просто-напросто пьян, что, к счастью, заметили до того, как он занял свое место в кабине. В связи с этим его направили в наркологический диспансер в Атырау, где признаки употребления алкоголя уже подтвердились официально.
Сам пилот при этом вел себя вполне адекватно, но, как уточняют работники прокуратуры на транспорте, риск, на который пытался пойти летчик, мог стоить жизни пассажиров. В итоге рейс перенесли на семь утра по времени Астаны. Иногородних пассажиров разместили в гостиницах Атырау, обеспечив транспортом и питанием.
Разумеется, виновника инцидента сразу же отстранили от всех полетов. Но правовая оценка действиям пилота будет дана главной транспортной прокуратурой только по результатам расследования. Чем закончится эта история, пока неизвестно, однако в Комитете гражданской авиации уже озвучили официальное заключение: налицо грубое нарушение правил, виновных строго накажут.
Вместе с тем это уже не первый случай непозволительного поведения членов экипажа пассажирских авиалайнеров в Казахстане. Многие наверняка помнят прошлогоднее задержание пилота компании «Эйр Астана» Романа Быкова. Оно произошло после посадки самолета, выполнявшего рейс Алматы – Москва – Алматы. По данным Главной транспортной прокуратуры, он находился в состоянии наркотического опьянения, за что позже был осужден на два с половиной года. Также суд обязал его к выплате штрафа в 700 тыс. тенге.
В ходе следствия, кстати, пилот сознался, что марихуану он употреблял на постоянной основе. Но за штурвал самолета «всегда садился только в трезвом уме». При этом у врачебной комиссии нареканий в адрес Быкова за все десять лет работы в компании не было.
Вообще в «Эйр Астане» проводится три вида медосмотра экипажей. Ежегодное и полугодовое освидетельствование проходят все бортпроводники и пилоты. А еще есть предполетный осмотр экипажа. Однако отсутствие внешних признаков вряд ли позволит выявить с помощью последнего употребление запрещенных веществ.
Иными словами, в объеме медицинского обследования авиаперсонала, как при прохождении ежегодного, так и предполетного медосмотра, не предусмотрено проведение исследований на предмет употребления наркотических и психотропных веществ. В связи с этим Комитетом гражданской авиации в адрес авиакомпаний направлены радиограммы о принятии комплексных мер, направленных на обеспечение безопасности в целом.
Помимо прочего в настоящее время КГА по письму Главной транспортной прокуратуры разрабатывается проект НПА, которым планируется предусмотреть проведение периодических лабораторных исследований для определения нарко- и психоактивных веществ в организме пилотов.
Таким образом весь экипаж будет теперь на особом контроле. Правда, и пассажирам хотелось бы посоветовать не употреблять алкоголь, под воздействием которого иные начинают себя вести неадекватно, проявлять хамство как по отношению к обслуживающему персоналу, так и к другим пассажирам рейса. Кстати, согласно статистике, хуже всего на внутренних направлениях ведут себя пассажиры из Алматы, Астаны и Актау. Отдельные граждане допускают оскорбления в адрес сотрудников авиакомпании, не подчиняются инструкциям экипажа.