Когда откроются ворота на Восток

822
Асет Калымов, Алматинская область
Возрождая Шелковый путь

Выгодное географическое расположение на пути растущего торгового потока между Европой и Азией дает нашей республике целый ряд преимуществ. В перспективе прибыль от грузоперевозок, осуществляемых по территории сухопутного Казахстана, может стать одной из основных доходных статей бюджета. А для того чтобы ведущие международные транспортно-логистические компании обратили свой взор на казахстанский маршрут, необходимо создать соответствующие условия.

Именно с этой целью на границе с Китаем, в Панфиловском районе Алматинской области строится специальная экономическая зона, на территории которой уже действуют контейнерная площадка и терминалы, подведены железнодорожные пути, линии электропередачи, система водоснабжения, очистные сооружения. С момента запуска сухого порта СЭЗ переработано свыше 43 тыс. контейнеров. Планируется, что к 2030 году будет переправлено 4,8 млн тонн грузов.

Налажен пропуск контейнерных по­ездов из китайского Чунцина в германский Дуйсбург, которые преодолевают расстояние в 11 тыс. км всего за 15 дней. Такие сроки значительно меньше перевозок морским путем. Из КНР в страны Евросоюза перевозятся в основном компьютерная техника, ТНП, продукты питания. Заключены контракты с европейскими автопроизводителями для того, чтобы в обратную сторону поставлять продукцию автопрома.

Рядом с СЭЗ построена железнодорожная станция Алтынколь – конечный пункт линии Жетыген – Коргас. Это второй после «Достыка» международный пограничный переход с Китаем. Здесь производятся процедуры перевалки груза, оформления перевозочных и таможенных документов. По оценкам экс­пертов, новый транспортный коридор на 500 км сократил расстояние от китайской станции Цзинхэ до казахстанского порта Актау, тем самым способствовал расширению экономических связей стран Кавказа, Персидского залива с государствами Юго-Восточной Азии.

В ближайшее время здесь же, в Панфиловском районе, введут в эксплуатацию автобан Алматы – Хоргос (участок трассы Западная Европа – Западный Китай), который вкупе с железной дорогой, СЭЗ и международным центром приграничного сотрудничества «Хоргос» станет компонентом мощного транзитно-логистического хаба.

Строительный бум в этом окраинном уголке нашей страны продолжается: среди нетронутых десятилетиями песчаных барханов появился поселок Нуркент с современной инфраструктурой. На его месте вскоре вырастет город, население которого, по прогнозам, к 2035 году достигнет 100 тыс. человек. Большинство местных жителей получили работу на объектах СЭЗ, что позитивно сказывается на социальном самочувствии людей.

В последние годы жаркентскую долину, слывшую некогда кукурузной житницей страны, посетили десятки зарубежных делегаций. Особый интерес к приграничной зоне проявляют бизнесмены, дипломаты, журналисты. Как отмечают эксперты, совсем скоро основной грузопоток из Китая в Европу и страны Ближнего Востока будет переориентирован именно на сухопутный маршрут. Задача Казахстана – привлечь к 2020 году 15 млн тонн, или 8% от глобального объема морских перевозок. И тогда поступления в бюджет страны от транзитной сферы увеличатся с 1 млрд до 2,8 млрд долларов, а отдаленный Панфиловский район станет одной из опорных точек нового Шелкового пути.

Ускорить «стройку века»

В общем, одна из задач амбициозного проекта – реализация транзитного потенциала страны – при содействии наших восточных соседей выполняется. Чего не скажешь о другой важной цели – создании на территории СЭЗ большой индустриальной площадки. Как мы уже сообщали, осенью прошлого года в ходе выездного заседания члены Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию подвергли жесткой критике деятельность управляющей компании СЭЗ и курирующих госорганов.

В частности, депутат Парламента Павел Казанцев сообщал, что до сих пор пустует 80% земельных участков индустриальной зоны. Хотя неоднократно заявлялось о создании здесь производств химической промышленности, металлических изделий, оборудования, продуктов питания, кожаной продукции, текстиля и других товаров. Кроме того, специальная комиссия при фракции партии «Нур Отан» в Мажилисе выявила факты неэффективного использования бюджетных средств при строительстве СЭЗ.

Но больше всего народных избранников возмутило медленное строительство казахстанской части МЦПС «Хоргос». Если на китайской стороне за прошедшие годы появился целый ряд торговых центров, гостиниц, кафе, развернута инфраструктура логистики, сервиса, финансовых институтов и связи, то нам в этом плане похвастать особо нечем. Действуют лишь многофункциональное здание КПП-1 и торговый дом «Самрук».

Нет и обещанных инвестиций: еще в 2011 году руководство МЦПС заверяло, что суммарные вложения от потенциальных инвесторов должны превысить 300 млрд тенге. С тех пор информации о привлечении большого частного капитала в «стройку века» не поступало.

Критические замечания по поводу задержки грузов и скопления автофургонов неоднократно звучали также из уст предпринимателей-импортеров и членов республиканского общественного совета по противодействию коррупции. Более того, сама судьба строи­тельства МЦПС вызвала серьезные опасения депутатов Парламента из-за угрозы селя.

Надо сказать, критика возымела действие: в конце прошлого года первый вице-премьер Аскар Мамин, посетив с инспекцией приграничную зону, поручил в течение двух лет достроить казахстанскую часть МЦПС. Как пообещали застройщики, в скором времени будут готовы несколько инвестиционных объектов: бизнес-центр, многофункцио­нальный комплекс, гостиница и торговый дом. Интересен проект города ремесленников, который возводится в восточном стиле. Именно здесь туристы увидят новое перевоплощение Великого шелкового пути, окунутся в сказочную атмосферу, познакомятся с уникальными творениями народных мастеров-умельцев. В ближайших планах также строительство автоматизированного багажного терминала, элеватора по сушке и хранению зерновых культур. При этом создается система селезащитных сооружений на реке Хоргос.

Недавно в Панфиловском районе побывала представительная делегация из Вьетнама. Высоко оценив перспективы мультимодального хаба, зарубежные железнодорожники сообщили, что уже в нынешнем году запустят первый грузовой поезд через станцию Алтынколь в страны Евросоюза. В обратном направлении планируется доставлять зерно и другую казахстанскую продукцию.

Словом, перед руководством МЦПС и управляющей компанией СЭЗ стоят серьезные задачи по осуществлению всех намеченных проектов, ввод которых запланирован к 2020 году.

Популярное

Все
«Игра в прятки» вызывает тревогу
Потерявшемуся мальчику – апельсиновый сок
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
Более четырех тысяч казахстанцев ожидают трансплантацию органов
Воспитателя оштрафовали за избиение детей
Подруга для битья
Творить добро не напоказ, но с пользой
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Изучать язык нужно в ауле
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Волонтерство – элемент национального характера
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Насилие не оправдать!
Позаботься о птицах – построй скворечник!
Еще восемь семей получили квартиры в Кокшетау
Как проведут свой летний отдых жители нашей страны?
В олонхо требуется импровизировать
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с 99-летием
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
К празднику Победы ветеранам выплатят по полтора миллиона тенге
Немецкая компания будет производить сверхлегкие самолеты в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
Когда в Астане отключат отопление

Читайте также

Ассоциация кинокритиков назвала лучшие картины
Николай Рерих стоял на защите культурных ценностей
Имя лучшей медсестры назвали в Таразе
Позаботься о птицах – построй скворечник!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]