Это первый эксперимент подобного рода в театре, где обычен традиционный подход к музыкальной классике. В этом плане представленную алматинскому зрителю "Кармен" можно было бы сравнить с развязным стилягой, вторгшимся в хорошо воспитанное общество, который шокировал всех своими непредсказуемыми и чересчур вольными манерами.
Что же касается самой оперы, то "Кармен" – самая знаменитая из написанных французским композитором Жоржем Бизе. В ее основу легла не менее известная новелла Проспера Мериме. Премьера состоялась в марте 1878 года в парижском театре "Опера-комик" и закончилась… полным провалом. Достопочтенные буржуа посчитали оперу вульгарной и безобразной. Но критические рецензии сыграли на руку постановке – скандал вокруг оперы лишь подогрел к ней любопытство, в результате только в премьерный сезон прошло не менее 50 спектаклей. Но потом "Кармен" надолго исчезла с парижских подмостков, доставив тем самым немало переживаний ее создателю, укоротив его жизнь – Бизе умер через три месяца после скандальной премьеры, ему было всего 37 лет (роковая цифра для многих великих). И лишь через 10 лет опера вернулась в театр, но уже в редакции композитора Эрнеста Гиро.
Впервые услышав ее, Петр Ильич Чайковский назвал оперу шедевром, предсказав ей блестящее будущее. Великий композитор оказался прав, сейчас "Кармен" – самая исполняемая опера в мире. Зрителей притягивает прекрасная музыка, легкая, изящная, призывная, которая сразу ложится на слух, ну и конечно, кипение страстей, буквально захлестывающих зал.
Видимо, эта полная экспрессии музыка не оставила равнодушной и режиссера-постановщика, заслуженного деятеля РК Ляйлим Имангазину, которая не так давно вернулась в Алматы после годичной стажировки в Италии. "Кармен" – ее первый по возвращении проект, который она решила реализовать столь не традиционно, перекинув действие в наши дни и превратив цыганку Кармен из простой работницы в знойную топ-модель, влюбленного в нее молодого солдата Дона Хозе – в полицейского, а тореодора Эскамильо – в любимца публики уличного байкера.
Правда, как сказал сопостановщик, заслуженный деятель РК, главный дирижер Национального театра Astana Opera, приглашенный к участию в этом проекте, Алан Бурибаев, музыка Бизе осталась в первозданном виде, как и место действия.
– Тем самым мы приблизили оперу к зрителю, ведь ее персонажи – и Кармен, и Дон Хозе – это архетипы человеческих личностей, они могут существовать в любое время, и в наше, и в XIX веке, и во времена мушкетеров. По сути, "Кармен" – это история человеческих отношений.
Надо сказать, что я видел разные постановки "Кармен", и зачастую героиня там до неприличия вульгарна, но для нас важно было показать, что на самом деле Кармен не такая. И все мужчины в нее влюбляются не из-за чрезмерной ее сексуальности, напротив – она очень женственная, таинственная, тем и притягательна, – пояснил Алан Бурибаев.
Молодая солистка театра Оксана Давыденко, прекрасно вписавшись в образ, именно такой и показала Кармен – красивой, свободолюбивой, независимой, ищущей идеал в мужской любви, той любви, у которой, как поется в знаменитой хабанере, "как у пташки крылья".
Заместитель генерального директора театра заслуженный артист РК Габит Несипбаев подчеркнул, что этот проект – сценический, то есть, помимо собственно музыкального наполнения, в нем много и действия, которое развивается по своим театральным законам. При этом он отметил, что партитура оперы – сложнейшая.
Но вот что поразительно – написанная французом, ни разу не побывавшим в Испании, "Кармен" стала классикой испанской музыки. Скажем, сюита № 2 считается лучшим образцом классического фламенко, не случайно ее ритм до сих пор служит основой многих произведений фламенко. А "Марш тореодора" давно признан лучшим пасодоблем. Так что и в самом деле "Кармен" – самая испанская французская опера.
Кратко характеризуя ее особенности, Габит Несипбаев произнес весьма сакраментальную фразу: "Сразу скажу, увиденное на сцене вас удивит".
И оно действительно удивило – по сцене движутся автомобили и гоночные мотоциклы, огромный экран на заднике то распускается невиданной красоты розами (красная роза, как известно, цветок Кармен, символизирующий страсть), то мерцает фантастическими глубинами космоса, то наполняется автомобильными гонками, бегающими, стреляющими, дерущимися гангстерами…
Как сказала сама Ляйлим Имангазина, "нам очень помогает видеоряд, придуманный Викторией Злотниковой. Если раньше, образно выражаясь, на одну страницу партитуры была одна мизансцена, то теперь десять мизансцен на одну страницу".
Это мелькание мизансцен уж точно не дает заскучать, принимая во внимание, что опера идет более трех часов. Правда, при этом создается впечатление чрезмерного нагромождения одного зрительного ряда на другой, что приближает постановку к привычному для нас театральному шоу. Возможно, здесь сказалась боязнь режиссера хоть в чем-то повториться.
– Когда я приступила к этой работе, то пересмотрела, наверное, все интерпретации этой оперы, и в классическом варианте, и в стиле модерн, и даже хип-хопа, мюзикла, ледового шоу, не говоря о художественных фильмах. Но то, что мы сделали, это авторское оригинальное решение, и главным для нас было не повториться, – сказала Ляйлим Имангазина. – Дело в том, что сейчас оперная режиссура развивается семимильными шагами, впитывая в себя все жанры, все виды новых зрелищных технологий, в том числе компьютерных. И на сцене вы увидите практически всю атрибутику, привычную для нашего современного мира.
Интересно, что первоначально Ляйлим Имангазина намеревалась перенести действие оперы в стены тюрьмы, от чего впоследствии отказалась, посчитав, что "это было бы чересчур", и оказалась права, потому что тогда спектакль вряд ли бы получился столь зрелищным.
Но зрелище зрелищем, а любая опера невозможна без голосов, и, как мне кажется, успех постановки даже не в ее модернистской предвзятости, а в таланте наших исполнителей. Создатели спектакля сделали прекрасный подбор солистов – ведущие партии поют Оксана Давыденко, заслуженная артистка РК Майра Мухамедкызы, заслуженный деятель РК Дина Хамзина, заслуженный деятель РК, лауреат международных конкурсов Андрей Трегубенко, народная артистка РК, лауреат Государственной премии РК Нуржамал Усенбаева, солист оперы Дулат Токанов.
Главную мужскую роль на премьере исполнил приглашенный мексиканский тенор Хоэль Монтеро, который был представлен журналистам как певец, находящийся на пике своей известности, работающий во многих театрах мира.
Художник спектакля народный художник России, лауреат Государственной премии РК Вячеслав Окунев осуществил уже порядка 10 постановок на алматинской сцене. Окунев – своеобразный мастер, которого отличает нетрадиционное прочтение материала, поэтому он очень органично вписался в проект.
– Несмотря на все новаторство, нельзя забывать, что мы работаем в сфере искусства, поэтому должны сделать для зрителя зрелище, захватывающее его. Искусство модерна, как впрочем, и любое другое, не может быть хорошим или плохим уже потому, что это – искусство, в отличие от спектаклей, которые могут быть и плохими. Но мы старались сделать хороший спектакль, чтобы зрителям было интересно, – сказал Вячеслав Окунев.
Как говорится, продвинутым зрителям наверняка будет интересно, а вот что касается адептов классики, то если их слишком уж шокирует финал, когда Дон Хозе душит Кармен ее же розовым шарфиком в аэропорту на фоне гигантского авиалайнера, можно закрыть глаза и просто слушать прекрасную музыку и не менее прекрасное пение талантливых молодых исполнителей.
Как мудро изрек Габит Несипбаев (а он одаренный органист, исполняющий хоралы – музыку Бога, поэтому знает, что говорит): "Любая музыка, того же Баха или Генделя, поначалу тоже была модерном. Все, что начинается как модерн, со временем становится каноническим".