"Кармен" в стиле модерн

922
Елена БРУСИЛОВСКАЯ
Фото © Юрий Беккер
Это первый эксперимент подобного рода в театре, где обычен традиционный подход к музыкальной классике. В этом плане представленную алматинскому зрителю "Кармен" можно было бы сравнить с развязным стилягой, вторгшимся в хорошо воспитанное общество, который шокировал всех своими непредсказуемыми и чересчур вольными манерами.

Что же касается самой оперы, то "Кармен" – самая знаменитая из написанных французским композитором Жоржем Бизе. В ее основу легла не менее известная новелла Проспера Мериме. Премьера состоялась в марте 1878 года в парижском театре "Опера-комик" и закончилась… полным провалом. Достопочтенные буржуа посчитали оперу вульгарной и безобразной. Но критические рецензии сыграли на руку постановке – скандал вокруг оперы лишь подогрел к ней любопытство, в результате только в премьерный сезон прошло не менее 50 спектаклей. Но потом "Кармен" надолго исчезла с парижских подмостков, доставив тем самым немало переживаний ее создателю, укоротив его жизнь – Бизе умер через три месяца после скандальной премьеры, ему было всего 37 лет (роковая цифра для многих великих). И лишь через 10 лет опера вернулась в театр, но уже в редакции композитора Эрнеста Гиро.

Впервые услышав ее, Петр Ильич Чайковский назвал оперу шедевром, предсказав ей блестящее будущее. Великий композитор оказался прав, сейчас "Кармен" – самая исполняемая опера в мире. Зрителей притягивает прекрасная музыка, легкая, изящная, призывная, которая сразу ложится на слух, ну и конечно, кипение страстей, буквально захлестывающих зал.

Видимо, эта полная экспрессии музыка не оставила равнодушной и режиссера-постановщика, заслуженного деятеля РК Ляйлим Имангазину, которая не так давно вернулась в Алматы после годичной стажировки в Италии. "Кармен" – ее первый по возвращении проект, который она решила реализовать столь не традиционно, перекинув действие в наши дни и превратив цыганку Кармен из простой работницы в знойную топ-модель, влюбленного в нее молодого солдата Дона Хозе – в полицейского, а тореодора Эскамильо – в любимца публики уличного байкера.

Правда, как сказал сопостановщик, заслуженный деятель РК, главный дирижер Национального театра Astana Opera, приглашенный к участию в этом проекте, Алан Бурибаев, музыка Бизе осталась в первозданном виде, как и место действия.

– Тем самым мы приблизили оперу к зрителю, ведь ее персонажи – и Кармен, и Дон Хозе – это архетипы человеческих личностей, они могут существовать в любое время, и в наше, и в XIX веке, и во времена мушкетеров. По сути, "Кармен" – это история человеческих отношений.
Надо сказать, что я видел разные постановки "Кармен", и зачастую героиня там до неприличия вульгарна, но для нас важно было показать, что на самом деле Кармен не такая. И все мужчины в нее влюбля­ются не из-за чрезмерной ее сексуальности, напротив – она очень женственная, таинственная, тем и притягательна, – пояснил Алан Бурибаев.

Молодая солистка театра Оксана Давыденко, прекрасно вписавшись в образ, именно такой и показала Кармен – красивой, свободолюбивой, независимой, ищущей идеал в мужской любви, той любви, у которой, как поется в знаменитой хабанере, "как у пташки крылья".

Заместитель генерального директора театра заслуженный артист РК Габит Несипбаев подчерк­нул, что этот проект – сценический, то есть, помимо собственно музыкального наполнения, в нем много и действия, которое развивается по своим театральным законам. При этом он отметил, что партитура оперы – сложнейшая.

Но вот что поразительно – написанная французом, ни разу не побывавшим в Испании, "Кармен" стала классикой испанской музыки. Скажем, сюита № 2 считается лучшим образцом классического фламенко, не случайно ее ритм до сих пор служит основой многих произведений фламенко. А "Марш торео­дора" давно признан лучшим пасодоблем. Так что и в самом деле "Кармен" – самая испанская французская опера.
Кратко характеризуя ее особенности, Габит Несипбаев произнес весьма сакраментальную фразу: "Сразу скажу, увиденное на сцене вас удивит".

И оно действительно удивило – по сцене движутся автомобили и гоночные мотоциклы, огромный экран на заднике то распускается невиданной красоты розами (красная роза, как известно, цветок Кармен, символизирующий страсть), то мерцает фантастическими глубинами космоса, то наполняется автомобильными гонками, бегающими, стреляющими, дерущимися гангстерами…

Как сказала сама Ляйлим Имангазина, "нам очень помогает видеоряд, придуманный Викторией Злотниковой. Если раньше, образно выражаясь, на одну страницу партитуры была одна мизансцена, то теперь десять мизансцен на одну страницу".

Это мелькание мизансцен уж точно не дает заскучать, принимая во внимание, что опера идет более трех часов. Правда, при этом создается впечатление чрезмерного нагромождения одного зрительного ряда на другой, что приближает постановку к привычному для нас театральному шоу. Возможно, здесь сказалась боязнь режиссера хоть в чем-то повториться.

– Когда я приступила к этой работе, то пересмотрела, наверное, все интерпретации этой оперы, и в классическом варианте, и в стиле модерн, и даже хип-хопа, мюзикла, ледового шоу, не говоря о художественных фильмах. Но то, что мы сделали, это авторское оригинальное решение, и главным для нас было не повториться, – сказала Ляйлим Имангазина. – Дело в том, что сейчас оперная режиссура развивается семимильными шагами, впитывая в себя все жанры, все виды новых зрелищных технологий, в том числе компьютерных. И на сцене вы увидите практичес­ки всю атрибутику, привычную для нашего современного мира.

Интересно, что первоначально Ляйлим Имангазина намеревалась перенести действие оперы в стены тюрьмы, от чего впоследствии отказалась, посчитав, что "это было бы чересчур", и оказалась права, потому что тогда спектакль вряд ли бы получился столь зрелищным.

Но зрелище зрелищем, а любая опера невозможна без голосов, и, как мне кажется, успех постановки даже не в ее модернистской предвзятости, а в таланте наших исполнителей. Создатели спектакля сделали прекрасный подбор солистов – ведущие партии поют Оксана Давыденко, заслуженная артистка РК Майра Мухамедкызы, заслуженный деятель РК Дина Хамзина, заслуженный деятель РК, лау­реат международных конкурсов Андрей Трегубенко, народная артистка РК, лауреат Государственной премии РК Нуржамал Усенбае­ва, солист оперы Дулат Токанов.

Главную мужскую роль на премье­ре исполнил приглашенный мексиканский тенор Хоэль Монтеро, который был представлен журналистам как певец, находящийся на пике своей известности, работающий во многих театрах мира.

Художник спектакля народный художник России, лауреат Государственной премии РК Вячеслав Окунев осуществил уже порядка 10 постановок на алматинской сцене. Окунев – своеобразный мастер, которого отличает нетрадиционное прочтение материала, поэтому он очень органично вписался в проект.

– Несмотря на все новаторство, нельзя забывать, что мы работаем в сфере искусства, поэтому должны сделать для зрителя зрелище, захватывающее его. Искусство модерна, как впрочем, и любое другое, не может быть хорошим или плохим уже потому, что это – искусство, в отличие от спектаклей, которые могут быть и плохими. Но мы старались сделать хороший спектакль, чтобы зрителям было интересно, – сказал Вячеслав Окунев.

Как говорится, продвинутым зрителям наверняка будет интересно, а вот что касается адептов классики, то если их слишком уж шокирует финал, когда Дон Хозе душит Кармен ее же розовым шарфиком в аэропорту на фоне гигантского авиалайнера, можно закрыть глаза и просто слушать прекрасную музыку и не менее прекрасное пение талантливых молодых исполнителей.

Как мудро изрек Габит Несипбаев (а он одаренный органист, исполняющий хоралы – музыку Бога, поэтому знает, что говорит): "Любая музыка, того же Баха или Генделя, поначалу тоже была модерном. Все, что начинается как модерн, со временем становится каноническим".

Популярное

Все
Потерявшемуся мальчику – апельсиновый сок
Более четырех тысяч казахстанцев ожидают трансплантацию органов
Воспитателя оштрафовали за избиение детей
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
Подруга для битья
«Игра в прятки» вызывает тревогу
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с 99-летием
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
К празднику Победы ветеранам выплатят по полтора миллиона тенге
Немецкая компания будет производить сверхлегкие самолеты в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
Когда в Астане отключат отопление

Читайте также

Жанакорганцы принимают активное участие в неделе «Жасыл Айм…
Жасыл аймақ: в акции приняли участие представители кызылорд…
Здоровье трудящихся и безопасное производство
Созидательная сила нации

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]