I Love Velo!

692
Игорь Бургандинов
Аккурат с появлением первых листочков на деревьях на улицы столицы выкатились посвежевшие «велики», немного изменившие внешний вид за счет новых наклеек. Гордо восседает на них преимущественно народ молодой, похоже, в основном студенты, и это неудивительно, так как для этой категории граждан, равно как и для пенсионеров, цена аренды осталась прошлогодней, а именно 5 000 тенге. Остальным товарищам, желающим приобщиться к «зеленому» транспорту, придется, увы, заплатить за сезон вдвое больше… К этим остальным принадлежу пока и я, и, учитывая прошлогодний опыт эксплуатации сего технического чуда, считаю возможным поделиться опытом с теми, кто еще только провожает взглядом зелено-голубые аппараты, позволяющие прибавить к силе ног все достоинства колеса. Но обо всем по порядку.

Велосипед сопровождал меня с малолетства, меняясь от модели к модели по мере взросления, помогал доставить продукты земледелия с дачи в трудные 90-е, но с ростом благосостояния был вытеснен автомобилем и перешел в разряд мечты. Системы же велопроката появились в Европе более 10 лет назад, затем добрались до Северной Америки и Израиля. В 2014 году подобная сеть пришла и в Азию в лице молодой амбициозной столицы Астаны. Поначалу желающих воспользоваться системой было немного, но к середине лета 2016-го их стало столько, что были приостановлены продажи клубных карт.

5927ad9a4678a1495772570.jpeg

Да, голубая карточка с залоговой стоимостью 1 000 тенге и есть ваш шанс в любое время суток оседлать велобайк на любой из 150 (почти все действуют) станций Астаны. Покрывают эти парковки добрую часть территории любимой столицы – от старого вокзала на севере до Назарбаев Университета на юге и от КазГЮА на западе до улицы Мустафина на востоке. А чтобы не разочаровала ближайшая точка отсутствием велосипедов (а такое бывает, и нередко), достаточно установить на свой мобильник специальное приложение (бесплатное из плэймаркета). В нынешнем году программа была обновлена и теперь показывает на карте не только станции, но и дома, и даже сколько минут идти до выбранной вами. Кроме этого, разработчики озаботились донести до пользователей правила дорожного движения в удобной для понимания форме, дополненные ценными советами для велосипедистов.

Вот тут-то мы и подошли к самой болезненной теме. Как ездить-то? ПДД не оставляют сомнений: велосипед – это механическое транспортное средство со всеми вытекающими. Значит, только улицы и дороги (кроме автомагистралей). Значит, встречный автомобиль при повороте налево на перекрестке обязан вас, едущего прямо и навстречу, пропускать, а при повороте направо другой авто не должен вас же, движущегося у обочины, давить… Все это так. Но страшно.

И большинство, похоже, аналогично, и движутся по тротуарам, создавая неудобства как пешеходам, так и водителям, пересекая пешеходные переходы «в седле», заставляя нервничать автолюбителей (а ведь среди них попадаются и принципиальные!). Выход – велодорожки. Они как бы есть на левом берегу. Но если вы бывали в Европе, то поймете, что их фактически нет. Может быть, со временем городские власти сумеют что-то сделать. Например на ЭКСПО они точно будут! Сам я стараюсь подойти к выбору маршрута творчески, комбинируя пути-дороги, а на переходах веду «велик» в руках, как положено.

5927ada1e960a1495772577.jpeg

Чтобы система выдала вам байк, нужно на счету иметь не менее 500 тенге. Таким образом, минимальный взнос для неофитов, не обремененных льготами, составит 11 500 тенге (10 000 + 1 000 + 500). Договор оформляется в пунктах продажи, а пополнить баланс или продлить взаимоотношения можно через Интернет. Поездка до 30 минут не спишет с вашего счета ничего (можете хоть целый день ездить бесплатно, передвигаясь от станции к станции в пределах получаса), а далее смотрите прейскурант. И будьте внимательны при постановке «коня в стойло». Процесс должен пройти штатно, о чем уведомит вас дисплей. Позже придет и смс на телефон. Нештатная парковка обойдется в 5 000 тенге, как суточная аренда. Кстати, по прошествии суток колеса блокируются (так написано).

Сегодня велосипед выполнен в стиле «унисекс». Размеры таковы, что человек любого (как предполагается) роста на нем уместится. Седушка поднимается-опускается и фиксируется в нужном положении легким движением руки. Еще есть коробка-багажник на руле, трос для пристегивания (в магазин забежать, или еще куда), фонарик и звонок. Трансмиссия о трех передачах: на первой можно преодолеть легкий подъем, на второй просто ехать, а на третьей разогнаться прилично.

Перечислю основные неисправности, которые мне встречались: не фиксируется сидение, спущено колесо (обычно заднее), нет звоночка, слетела цепь, переключаются самопроизвольно скорости, не работают тормоза (один или оба). Обо всех проблемах надо сообщить в контору. В прошлом году бывали случаи, когда из четырех имеющихся на станции не удавалось взять ни одного. Сейчас начало сезона, и все велосипеды пока исправны...

И опять о хорошем. Необязательно использовать велобайк только как утилитарное средство передвижения. Что мешает ненадолго заехать рано утром или вечерком на лыжероллерную трассу в парке или на дорожку в районе мюзик-холла. Думаю, каждый найдет любимые уголки города, где можно просто покататься. И еще. Велосипед разбудит ваши чувства. Так он устроен. И так устроен человек…

Популярное

Все
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Пилот Air Astana в состоянии наркотического опьянения был задержан в аэропорту Алматы
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Полицейский спас жизнь ребенку
У границы фуры ходят хмуро
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
Гибель детей при пожаре в Индере: арестован поджигатель квартиры
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
В Казахстане дешевеют яйца
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева

Читайте также

Аллея СВМДА пополнилась новыми саженцами
Ассамблея эволюционирует вместе с обществом
Вдохновение черпаем друг в друге
Вырастил сына, посадил дерево

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]