Аккурат с появлением первых листочков на деревьях на улицы столицы выкатились посвежевшие «велики», немного изменившие внешний вид за счет новых наклеек. Гордо восседает на них преимущественно народ молодой, похоже, в основном студенты, и это неудивительно, так как для этой категории граждан, равно как и для пенсионеров, цена аренды осталась прошлогодней, а именно 5 000 тенге. Остальным товарищам, желающим приобщиться к «зеленому» транспорту, придется, увы, заплатить за сезон вдвое больше… К этим остальным принадлежу пока и я, и, учитывая прошлогодний опыт эксплуатации сего технического чуда, считаю возможным поделиться опытом с теми, кто еще только провожает взглядом зелено-голубые аппараты, позволяющие прибавить к силе ног все достоинства колеса. Но обо всем по порядку.
Велосипед сопровождал меня с малолетства, меняясь от модели к модели по мере взросления, помогал доставить продукты земледелия с дачи в трудные 90-е, но с ростом благосостояния был вытеснен автомобилем и перешел в разряд мечты. Системы же велопроката появились в Европе более 10 лет назад, затем добрались до Северной Америки и Израиля. В 2014 году подобная сеть пришла и в Азию в лице молодой амбициозной столицы Астаны. Поначалу желающих воспользоваться системой было немного, но к середине лета 2016-го их стало столько, что были приостановлены продажи клубных карт.
Да, голубая карточка с залоговой стоимостью 1 000 тенге и есть ваш шанс в любое время суток оседлать велобайк на любой из 150 (почти все действуют) станций Астаны. Покрывают эти парковки добрую часть территории любимой столицы – от старого вокзала на севере до Назарбаев Университета на юге и от КазГЮА на западе до улицы Мустафина на востоке. А чтобы не разочаровала ближайшая точка отсутствием велосипедов (а такое бывает, и нередко), достаточно установить на свой мобильник специальное приложение (бесплатное из плэймаркета). В нынешнем году программа была обновлена и теперь показывает на карте не только станции, но и дома, и даже сколько минут идти до выбранной вами. Кроме этого, разработчики озаботились донести до пользователей правила дорожного движения в удобной для понимания форме, дополненные ценными советами для велосипедистов.
Вот тут-то мы и подошли к самой болезненной теме. Как ездить-то? ПДД не оставляют сомнений: велосипед – это механическое транспортное средство со всеми вытекающими. Значит, только улицы и дороги (кроме автомагистралей). Значит, встречный автомобиль при повороте налево на перекрестке обязан вас, едущего прямо и навстречу, пропускать, а при повороте направо другой авто не должен вас же, движущегося у обочины, давить… Все это так. Но страшно.
И большинство, похоже, аналогично, и движутся по тротуарам, создавая неудобства как пешеходам, так и водителям, пересекая пешеходные переходы «в седле», заставляя нервничать автолюбителей (а ведь среди них попадаются и принципиальные!). Выход – велодорожки. Они как бы есть на левом берегу. Но если вы бывали в Европе, то поймете, что их фактически нет. Может быть, со временем городские власти сумеют что-то сделать. Например на ЭКСПО они точно будут! Сам я стараюсь подойти к выбору маршрута творчески, комбинируя пути-дороги, а на переходах веду «велик» в руках, как положено.
Чтобы система выдала вам байк, нужно на счету иметь не менее 500 тенге. Таким образом, минимальный взнос для неофитов, не обремененных льготами, составит 11 500 тенге (10 000 + 1 000 + 500). Договор оформляется в пунктах продажи, а пополнить баланс или продлить взаимоотношения можно через Интернет. Поездка до 30 минут не спишет с вашего счета ничего (можете хоть целый день ездить бесплатно, передвигаясь от станции к станции в пределах получаса), а далее смотрите прейскурант. И будьте внимательны при постановке «коня в стойло». Процесс должен пройти штатно, о чем уведомит вас дисплей. Позже придет и смс на телефон. Нештатная парковка обойдется в 5 000 тенге, как суточная аренда. Кстати, по прошествии суток колеса блокируются (так написано).
Сегодня велосипед выполнен в стиле «унисекс». Размеры таковы, что человек любого (как предполагается) роста на нем уместится. Седушка поднимается-опускается и фиксируется в нужном положении легким движением руки. Еще есть коробка-багажник на руле, трос для пристегивания (в магазин забежать, или еще куда), фонарик и звонок. Трансмиссия о трех передачах: на первой можно преодолеть легкий подъем, на второй просто ехать, а на третьей разогнаться прилично.
Перечислю основные неисправности, которые мне встречались: не фиксируется сидение, спущено колесо (обычно заднее), нет звоночка, слетела цепь, переключаются самопроизвольно скорости, не работают тормоза (один или оба). Обо всех проблемах надо сообщить в контору. В прошлом году бывали случаи, когда из четырех имеющихся на станции не удавалось взять ни одного. Сейчас начало сезона, и все велосипеды пока исправны...
И опять о хорошем. Необязательно использовать велобайк только как утилитарное средство передвижения. Что мешает ненадолго заехать рано утром или вечерком на лыжероллерную трассу в парке или на дорожку в районе мюзик-холла. Думаю, каждый найдет любимые уголки города, где можно просто покататься. И еще. Велосипед разбудит ваши чувства. Так он устроен. И так устроен человек…