Фото с сайта primeminister.kz
В мероприятии приняли участие более 300 ведущих представителей казахстанского бизнеса и властных структур. Участники форума обсуждали пути решения проблем взаимодействия центральных, местных госорганов и бизнеса в ходе реализации государственной политики развития экономики Казахстана.
Выступая на форуме, Премьер-Министр Карим Масимов подчеркнул важность реализации задач, озвученных Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Нұрлы жол – Путь в будущее».
– В период турбулентности, когда мировая экономика начинает шататься, а цены на сырьевые ресурсы бьют исторические минимумы, нужно проводить контрциклическую бюджетную политику. В связи с этим Главой государства принято решение о выделении дополнительных средств для того, чтобы мы могли простимулировать экономику Казахстана и обеспечить ее финансовую устойчивость, – подчеркнул глава Правительства.
Премьер-Министр обратил внимание и на необходимость продолжения структурных реформ. В этом направлении работа проводится совместно с мировыми финансовыми институтами: Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Азиатским банком развития, Исламским банком развития при сотрудничестве с Организацией экономического сотрудничества и развития.
– Я думаю, все это даст Казахстану возможность преодолеть «ловушку среднего дохода» и создать благоприятный климат для процветания частных инвестиций в стране, – заключил К. Масимов.
Создание эффективной системы государственного управления с профессиональным и компактным аппаратом Президент определил в качестве одной из стратегических задач развития Казахстана до 2050 года, ведь это необходимо для повышения конкурентоспособности и вхождения республики в топ-30 самых развитых стран мира. О ходе реализации в РК административной реформы подробно рассказал министр национальной экономики Ерболат Досаев.
Цель проводимых преобразований, по его словам, заключается в повышении эффективности госуправления и сокращении уровня вмешательства государства в деятельность предпринимателей, создание благоприятных условий для ведения бизнеса.
Глава МНЭ обозначил ряд ключевых реформ, проведенных в Казахстане за последние 5 лет. Так, внедрена система стратегического и бюджетного планирования, ориентированного на результат, позволившая обеспечить взаимосвязь между бюджетными расходами и стратегическими целями и задачами страны. С 2010 года применяется система ежегодной оценки эффективности деятельности государственных органов. Кроме того, проведено несколько этапов разграничения полномочий между уровнями госуправления.
Наряду с этим сокращается степень вмешательства государства в развитие бизнеса. Приняты Концепция регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года и Закон «О разрешениях и уведомлениях». В результате количество разрешений сокращено с более чем 1 100 до 588.
Каких успехов можно достичь в результате модернизации госкорпораций, на примере финансового учреждения продемонстрировал собравшимся заместитель председателя правления по международному бизнесу ОАО «Сбербанк России» Сергей Горьков.
– Считается, что государство – не лучший собственник, поэтому, мне кажется, ответственность госкорпораций заключается еще и в том, чтобы доказать обратное, что они умеют эффективно управлять бизнесом, – заметил он.
Эффективность экономической политики определяет и проводимая в стране вторая волна приватизации, с первыми итогами которой ознакомил вице-министр финансов Руслан Даленов. На сегодня в стране насчитывается более 226 тыс. действующих компаний, из которых порядка 6 тыс. находится в госсобственности в виде госпредприятий, АО или ТОО с долей государства. Много это или мало? С точки зрения макростатистики, это, казалось бы, немного, но с позиции отдельного предприятия, особенно малого бизнеса, – огромное количество.
Прибавим к 6 тыс. госпредприятий холдинги, в которых государство принимает косвенное участие, и их число достигнет уже 9 тыс. Они работают в тех же отраслях и на тех же рынках, что и частные компании. При этом получают госзаказы, госзадания, перекрывая тем самым доступ частного бизнеса к бюджетным средствам.
Например, в ходе второй волны к реализации определено около 850 компаний, которые только по итогам 2013 года получили из госбюджета в виде госсоцзаказа порядка 25 млрд тенге. Иными словами, частный бизнес не смог работать в конкурентных условиях, ему даже не было предоставлено такое право.
– Естественно, обязанность государства – создавать условия для развития бизнеса, а не конкурировать с ним, – уверен вице-министр. – Мы считаем, что организации, функционирующие в конкурентной среде, не должны иметь выборочную поддержку государства, как ее получают сегодня госпредприятия. Это создает не только неравную конкуренцию, но и приводит к неэффективному расходованию госсредств. И нельзя забывать, что бюджет формируется опять-таки из доходов частного бизнеса и населения.
При этом, с точки зрения Р. Даленова, важными для участия государства в бизнесе выступают два признака – во-первых, это деятельность в стратегически важных отраслях, обеспечивающих национальную безопасность, и второе – участие в реализации госпрограмм. В остальных случаях государство должно если не сразу, то постепенно выходить из состава предприятий, в том числе применяя различные механизмы государственно-частного партнерства. Лейтмотивом проводимой приватизации является сокращение участия государства в предпринимательской деятельности, что должно придать толчок развитию малого и среднего бизнеса.
В рамках форума состоялась торжественная церемония награждения крупнейших компаний Казахстана по итогам рейтинга «Эксперт-200-Казахстан» за 2013 год.
– В период турбулентности, когда мировая экономика начинает шататься, а цены на сырьевые ресурсы бьют исторические минимумы, нужно проводить контрциклическую бюджетную политику. В связи с этим Главой государства принято решение о выделении дополнительных средств для того, чтобы мы могли простимулировать экономику Казахстана и обеспечить ее финансовую устойчивость, – подчеркнул глава Правительства.
Премьер-Министр обратил внимание и на необходимость продолжения структурных реформ. В этом направлении работа проводится совместно с мировыми финансовыми институтами: Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Азиатским банком развития, Исламским банком развития при сотрудничестве с Организацией экономического сотрудничества и развития.
– Я думаю, все это даст Казахстану возможность преодолеть «ловушку среднего дохода» и создать благоприятный климат для процветания частных инвестиций в стране, – заключил К. Масимов.
Создание эффективной системы государственного управления с профессиональным и компактным аппаратом Президент определил в качестве одной из стратегических задач развития Казахстана до 2050 года, ведь это необходимо для повышения конкурентоспособности и вхождения республики в топ-30 самых развитых стран мира. О ходе реализации в РК административной реформы подробно рассказал министр национальной экономики Ерболат Досаев.
Цель проводимых преобразований, по его словам, заключается в повышении эффективности госуправления и сокращении уровня вмешательства государства в деятельность предпринимателей, создание благоприятных условий для ведения бизнеса.
Глава МНЭ обозначил ряд ключевых реформ, проведенных в Казахстане за последние 5 лет. Так, внедрена система стратегического и бюджетного планирования, ориентированного на результат, позволившая обеспечить взаимосвязь между бюджетными расходами и стратегическими целями и задачами страны. С 2010 года применяется система ежегодной оценки эффективности деятельности государственных органов. Кроме того, проведено несколько этапов разграничения полномочий между уровнями госуправления.
Наряду с этим сокращается степень вмешательства государства в развитие бизнеса. Приняты Концепция регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года и Закон «О разрешениях и уведомлениях». В результате количество разрешений сокращено с более чем 1 100 до 588.
Каких успехов можно достичь в результате модернизации госкорпораций, на примере финансового учреждения продемонстрировал собравшимся заместитель председателя правления по международному бизнесу ОАО «Сбербанк России» Сергей Горьков.
– Считается, что государство – не лучший собственник, поэтому, мне кажется, ответственность госкорпораций заключается еще и в том, чтобы доказать обратное, что они умеют эффективно управлять бизнесом, – заметил он.
Эффективность экономической политики определяет и проводимая в стране вторая волна приватизации, с первыми итогами которой ознакомил вице-министр финансов Руслан Даленов. На сегодня в стране насчитывается более 226 тыс. действующих компаний, из которых порядка 6 тыс. находится в госсобственности в виде госпредприятий, АО или ТОО с долей государства. Много это или мало? С точки зрения макростатистики это, казалось бы, немного, но с позиции отдельного предприятия, особенно малого бизнеса, – огромное количество.
Прибавим к 6 тыс. госпредприятий холдинги, в которых государство принимает косвенное участие, и их число достигнет уже 9 тыс. Они работают в тех же отраслях и на тех же рынках, что и частные компании. При этом получают госзаказы, госзадания, перекрывая тем самым доступ частного бизнеса к бюджетным средствам.
Например, в ходе второй волны к реализации определено около 850 компаний, которые только по итогам 2013 года получили из госбюджета в виде госсоцзаказа порядка 25 млрд тенге. Иными словами, частный бизнес не смог работать в конкурентных условиях, ему даже не было предоставлено такое право.
– Естественно, обязанность государства – создавать условия для развития бизнеса, а не конкурировать с ним, – уверен вице-министр. – Мы считаем, что организации, функционирующие в конкурентной среде, не должны иметь выборочную поддержку государства, как ее получают сегодня госпредприятия. Это создает не только неравную конкуренцию, но и приводит к неэффективному расходованию госсредств. И нельзя забывать, что бюджет формируется опять-таки из доходов частного бизнеса и населения.
При этом, с точки зрения Р. Даленова, важными для участия государства в бизнесе выступают два признака: во-первых, это деятельность в стратегически важных отраслях, обеспечивающих национальную безопасность, и второе – участие в реализации госпрограмм. В остальных случаях государство должно если не сразу, то постепенно выходить из состава предприятий, в том числе применяя различные механизмы государственно-частного партнерства. Лейтмотивом проводимой приватизации является сокращение участия государства в предпринимательской деятельности, что должно придать толчок развитию малого и среднего бизнеса.
В рамках форума состоялась торжественная церемония награждения крупнейших компаний Казахстана по итогам рейтинга «Эксперт-200-Казахстан» за 2013 год.