Результаты исследования, осуществленного хабом совместно с Глобальным центром Программы развития ООН по совершенствованию госслужбы в Сингапуре, были презентованы в Астане на площадке Службы центральных коммуникаций.
Как рассказал на презентации председатель Управляющего комитета хаба Алихан Байменов, над исследованием работала большая группа авторитетных специалистов около полутора лет. Труд во многом уникален – до сих пор никто не проводил столь масштабный и глубокий анализ развития и реформирования госслужбы, охватывающий страны Европы, Северной Америки, Юго-Восточной Азии, Кавказа и СНГ.
Рассказывая об основных выводах, полученных благодаря исследованию, А. Байменов в первую очередь обратил внимание на то, что в мире практически не осталось чисто карьерных или чисто позиционных моделей госслужбы, – каждая страна, совершенствуя свою систему, старается перенять лучшие элементы от каждой. Такая же ситуация характерна и для доктринальных основ госуправления.
– Другой важный вывод: повсеместно наблюдается повышение внимания к вопросам управления человеческими ресурсами. Это связано с тем, что все понимают: качество работы госорганов определяется качеством персонала, который в этих госорганах работает, – отметил глава хаба.
В результате имеет место стремление к открытости и прозрачности в отборе и продвижении по службе, особый акцент делается на так называемом талант-менеджменте (своевременное выявление и привлечение талантливых кадров и взращивание из их числа управленцев). Для многих стран также стало характерным создание корпуса высших должностных лиц, наподобие корпуса «А», который был введен в Казахстане.
Еще один интересный тренд отмечается в переносе акцентов в системе оценки эффективности госслужащих и госорганов. Теперь оцениваются не процессы и процедуры, а результативность работы и достижение целевых индикаторов.
– Мы наблюдаем, что во всем мире возрастают требования к эффективности работы госслужащих. Помимо роста гражданской активности населения, это связано еще и с тем, что глобализация, развитие современных информационных технологий, по сути, заставляют госорганы работать в условиях конкуренции. Хотя по определению госорганы выполняют свои функции монопольно, но граждане одной страны сегодня знают, какие меры принимаются для решения тех или иных проблем в других странах. И это в определенном смысле помещает госорганы в конкурентную среду, – отметил А. Байменов.
Директор Глобального центра ПРООН по совершенствованию госслужбы в Сингапуре Макс Эверест-Филлипс в свою очередь обратил внимание, что, как показало исследование, постепенные преобразования в области госуправления происходят практически во всех странах. Он подчеркнул, что отчет является своевременным, уникальным и очень важным источником информации и хорошей пищей для размышлений. Как для практиков, занимающихся реформой госслужбы, самих госслужащих, ученых и экспертов в этой сфере, так и для обычных граждан, которые из исследования могут получить сведения о ключевых направлениях развития госслужбы.
Материалы исследования были изданы на английском языке, сейчас хаб объявил конкурс на перевод исследования на казахский язык.