Давно наш город не переживал такой масштабной реконструкции. Сегодня здесь воплощаются в жизнь рекомендации датского архитектора, известного урбаниста Яна Гейла.
Увы, надо признать, что начавшееся еще в конце прошлого века перевоплощение улиц, появление на них всевозможных увеселительных заведений и бутиков негативно отразилось на облике Алматы, атмосфере, традициях неповторимости. Из-за активного строительства можно потерять статус самого зеленого города страны со своей особой архитектурой. Растущее количество транспорта превратило мегаполис в территорию для машин, а не для пешеходов.
Но теперь ситуация, судя по всему, частично изменится. «Город для пешеходов, а не для машин» – так можно обозначить нынешнюю концепцию реконструкции центральных улиц. Сегодня здесь демонтируют заборы, ремонтируют теплотрассы, меняют бордюры, обустраивают пешеходные зоны и выкорчевывают трамвайные рельсы. Реализация проекта идет полным ходом.
По плану полностью пешеходной улицей останется знаменитый алматинский «Арбат». Часть улиц станут полупешеходными. Кстати, корреспондентский пункт нашей газеты находится как раз недалеко от «Арбата», уже полностью освобожденного от старой плитки, которая давно не выдерживала никакой критики. Там демонтированы фонтаны и полным ходом идут ремонтные работы.
– По сути, впервые в Алматы в общественных зонах будет применен натуральный камень. Во всем мире более 90% общественных покрытий делается из него. И это оправдано, так как срок службы такого строительного материала составляет столетия, – рассказал автор проекта по реконструкции пешеходных зон города, архитектор Роман Шнайдерман. – Мелкоштучная брусчатка пригодна для ремонта, ее можно легко разобрать и вернуть на место.
Роман Шнайдерман также заверил, что, несмотря на большие масштабы, рабочие укладываются в график. После завершения подготовительных и дренажных процессов начнут массово поступать материалы и работа буквально закипит.
Как и все горожане, находимся в приятном ожидании и надеемся, что наша любимая улица наконец приобретет неповторимый шарм, как и подобает главному пешеходному пространству. Согласно новому плану «Арбат» будет доходить до проспекта Желтоксан, а позже – до улицы Наурызбай-батыра. Широта и красота!
Не менее масштабные работы развернуты на улице Панфилова, одной из старейших улиц города. Кстати, когда рабочие убрали тут асфальт, то обнаружили под ним булыжную мостовую 30-х годов XX века. По словам историка архитектуры Алмаса Ордабаева, находка – часть площади, которая находилась перед зданием Дома Правительства КазССР, построенным Моисеем Гинзбургом в 1928–1931 годах.
После консультаций с властями города архитекторы и проектировщики решили сохранить эту «весточку» из истории города в первозданном виде, чтобы фрагменты старой брусчатки стали частью пешеходной зоны.
В беседе с корреспондентом Роман Шнайдерман отметил, что по улице Панфилова проезд автомобилей во дворы, к гостинице и офисам будет осуществляться по внутриквартальным маршрутам. Немаловажно также то, что на всех реконструируемых улицах предполагается посадить высокие лиственные деревья с широкой кроной. Причем для ухода за ними, как заверил архитектор, предусмотрена автоматическая система полива.
Площадь «Астана» тоже переживает капитальный ремонт, после которого она перестанет быть просто широкой транспортной артерией. Общественное пространство будет создано на пустующей территории перед фасадом КБТУ и за зданием университета – там, где раньше была парковка. Теперь же место машин здесь займут фонтаны, малые архитектурные формы, скамейки, зеленые насаждения...
На улице Гоголя пешеходная зона займет территорию от улицы Калдаякова до проспекта Желтоксан. По задумке архитекторов, в Парке им. 28 гвардейцев-панфиловцев решено снять часть чугунных ограждений и заменить их кустарниками. Главная идея, заявляют они, – сделать территорию более «дружелюбной» для людей.
– Мы хотим закончить все ремонтные работы до сентября, пока идут каникулы и многие горожане находятся в отпусках, – отметил на одной из встреч с бизнесменами аким Алматы Бауыржан Байбек. – Город наш старый, с историей, и все работы направлены на улучшение городской среды. Не зря многие алматинцы говорят, что пешеходы превратились в людей второго сорта: везде на их пути заправки, СТО, автомойки, невозможно прогуляться с детьми. Отныне приоритет отдается пешеходам.
Политика городских властей направлена на вытеснение автомобилей из центра города, где находится много деловых объектов. При этом ограничение движения транспорта, конечно же, коснется интересов многих людей. И им нужно предоставить достойную альтернативу в плане возможности добраться до нужного места. Да, в центре города уже работают платные парковки и паркоматы, но их явно недостаточно.