Гений ХХ века

2612
Юрий АРАВИН, музыковед, член Союза композиторов РК, заслуженный деятель искусств РК

Помню, как Нургиса Тлендиев, выходя на сцену, брал в руки домбру или вставал за дирижерский пульт – и удивительным гипнотическим образом сразу брал власть не только над музыкантами оркестра, но и над всеми завороженными слушателями. Поведение его порой было неординарным, не академичным. Он мог на какое-то время вообще перестать дирижировать, и только строгий, иногда лукавый, а чаще призывный взгляд на ту или иную группу оркестра, на того или другого солиста говорил о его постоянном контроле над ситуацией.

Его коронный, ярко театральный прием: в середине произведения, перед репризой, повернуться к оркестру спиной, как бы давая музыкантам полную свободу исполнительского творчества, и изящными пасами руки то назад к оркестру, то в публику создавать удивительный эффект сомыслия, соучастия, сотворчества для всех, находящихся и на сцене, и в зале, и музыкантов, и слушателей. А когда он солировал на домбре свои виртуозные импровизации, то умел нагнетать такое напряжение ожидания, что вступление оркестра по энергичному взмаху его руки казалось взрывом эмоций, прорывом чувства радости, вдохновения, и публика с восторгом отзывалась шквалом аплодисментов.

Он был не только блестящим дом­бристом, в совершенстве владеющим всеми приемами, всеми стилями игры, не только великолепным мастером-дирижером, не только многоплановым композитором, но и гением коммуникативности, утверждающим постулат, что задача музыканта и композитора заключается не только в том, чтобы сочинить хорошую музыку и хорошо ее исполнить, но и суметь подарить слушателю право на соучастие в этом творческом процессе.

Родился Нургиса Тлендиев 1 апреля 1925 года в Чили-Кемире Илийского района Алматинской области. Судьба благоволила ему стать музыкантом. От отца Тленды он унаследовал любовь к домбре и талант музыкальных фантазий. Еще подростком его приметил Ахмет Куанович Жубанов и, создавая первый оркестр народных инструментов в 1937 году, когда Нургисе было всего 12 лет, взял его под свою опеку. Играя в оркестре в таком возрасте, Нургиса имел возможность на практике учиться у таких корифеев традиционного народного искусства, как Капия Жантлеуов, Науша Букейханов, Калми Байжанов и другие. Музыканты первого оркестра давали ему ценные уроки постижения глубин домбровой музыки.

Но счастливые дни мирной жизни были прерваны войной. В 18 лет Нургиса добровольцем ушел на фронт. С честью перенес все испытания, вернулся домой с медалями на груди – "За отвагу", "За победу в Великой Отечественной войне", "За взятие Берлина".

Истосковавшись по родной домбре, Нургиса становится одним из первых студентов факультета народных инструментов только открывшейся Алма-Атинской государственной консерватории и, уже имея опыт оркестрового музыканта, смело берет на себя руководство Оркестром народных инструментов Радиокомитета.

Понимая, что профессия дирижера требует специальных знаний, Тлендиев поступает в Московскую консерваторию в класс дирижирования профессора Р. Аносова. Уже дипломированным специалистом в 1952 году встает за пульт симфонического оркестра ГАТОБ им. Абая. Непосредственное соприкосновение с оперой и балетом реализуется в создании им оперы "Алтын таулар" (совместно с К. Кужамьяровым, либретто К. Байсеитова и К. Шангитбаева) и трех балетных партитур – "Дорогой дружбы" (либретто К. Байсеитова), "Ортеке" (либретто Д. Абишева) и "Аккулар" (либретто С. Чернышова). С 1960 по 1968 год Тлендиев возглавляет Оркестр народных инструментов им. Курмангазы, для которого пишет целый ряд произведений, разрабатывая свою концепцию современного оркестрового звучания традиционного жанра народной инструментальной музыки – домбрового кюя.

Много новых знаний и навыков за последующие 4 года Тлендиеву дает работа на "Казахфильме". Здесь он создает музыку для знакового фильма "Кыз-Жибек", а также "Погоня в степи", "Меня зовут Кожа" и ставших классикой казахской мультипликации "Ак-ку", "Почему у ласточки хвост рожками", к документальным фильмам "Академик Сатпаев", "Ибрай Алтынсарин", "Народное ремесло".

Знаменательной вехой в творчестве Н. Тлендиева и музыкальной культуры Казахстана в целом стал 1982 год, когда он возглавил новый фольклорно-этнографический оркестр "Отрар сазы", став его бессменным художественным руководителем и главным дирижером. Собственно, оркестр "Отрар сазы" – это его детище и вершина его творчества как композитора, так и исполнителя и дирижера.

В свое время рождение ставшего впоследствии знаменитым Оркестра казахских народных инструментов им. Курмангазы было смелым перенесением А. Жубановым богатого опыта Андреевского оркестра русских народных инструментов на новую национальную культурную почву. Благодаря его кропотливой и плодотворной работе совместно с замечательными музыкальными мастерами К. Касымовым и братьями Романенко, удалось расширить весь тембровый диапазон двух основных казахских народных инструментов – домбры и кобыза до полного оркестрового звучания – от баса до примы. Многочисленные оркестровые переложения народных кюев и обработки песенных мелодий, создаваемые казахскими композиторами, утвердили право партитурного звучания казахской народной музыки. Однако все, даже оригинальные произведения, созданные для оркестра им. Курмангазы, воспринимались именно как переложения, как обработки. Заслуга Нургисы Тлендиева, его композиторский талант заключаются в том, что он создал в принципе новый стиль музыкального мышления, исходящий из традиций, логики структурирования, формообразования, драматургии, присущей народному домбровому кюю, но через призму оркестровой партитуры, масштабной тембровой палитры.

Новизна звучания оркестра "Отрар сазы" и в более активном и естественном введении старинных солирующих инструментов. Это группа духовых инструментов – семейство саз-сырнаев, известных многим народам мира как "окарина" и возродившихся из глубокой древности благодаря трудам Булата Сарыбаева. Это сыбызгы – казахская флейта, которая в процессе реконструкции стала изготовляться не из тростника, а из дерева или пластика, стала уверенно держать строй. Если первые гармони звучали в оркестре лишь мелодическим голосом без использования левой гармонической аккордовой клавиатуры, то теперь полнокровное звучание этого инструмен­та значительно обогатило фактуру оркестра в целом. Значительно увеличилось звучание разнообразных ударных и шумовых инструментов. Достойное место заняли казахские арфы – жетиген и адырна, получившие в последние годы столь удачную реконструкцию.

Впечатляюще в палитру оркестрового ансамбля вписался человеческий голос, вокализы женских голосов. Характерной чертой тематического развития в оркестровых произведениях Нургисы Тлендиева является яркое, убедительно зримое выведение того или иного инструмента на солирующую позицию. Особое место в этом плане, конечно же, принадлежит домбре. Будучи сам блистательным домбристом-виртуозом, Нургиса создает в своих совместных выступлениях с оркестром эффект концертности, то есть состязания, столь характерного как для казахской музыкальной культуры устной традиции, так и европейской письменной. В его музыке плодотворно синтезируются эти две, казалось бы, несовместимые сферы – свободной импровизации и строгой регламентации. Благодаря такому слиянию рождается новое явление музыкальной культуры Казахстана – оркестровый кюй.

Что касается претворения различных исполнительских школ, то в его музыке совершенно естественно энергичное токпе может переходить в изящное шертпе, а плавность, широта мелодического движения как бы поющих инструментов – в динамичный, пульсирующий ритм "скачки". Всего Нургиса Тлендиев создал более 30 оркестровых произведений, по-новому воплощающих жанр кюя, и, кстати, многие из них существуют как в сольном, так и в оркестровом вариантах, еще раз подчеркивая естественность перехода от камерного сольного музицирования к коллективному, оркестровому.

Образный ряд его сочинений так же широк, как и в народном творчестве. В нем есть место и тотемным образам, как в пьесе "Ак-ку", и картинам степной перекочевки – "Кош керуен", и выражению глубокого уважения, почитанию предков – "Ата толгау", "Атанда мура", и воспеванию легендарного образа поэта и батыра Махамбета.

Как и в народных кюях, в его музыке можно порой услышать элементы звукоподражания: лебединый клекот, хлопанье крыльев, эффект полета в кюе "Ак-ку", звукоизобразительные эффекты движения многоликой толпы в кюе "Кош керуен". Не секрет, что это пришло в его музыку из опыта работы в кино, с решением задач создания конкретной зримости образа.

Заслуженной популярностью пользуются песни Нургисы Тлендиева. Их более ста, и в основном это лирические излияния любви к родным краям, воспевание красот джайляу, небесных гор как символа чистоты и величия и, конечно, женского изящества, облика возлюбленной и неизбывного состояния влюбленности. Одни сочинялись им в народном стиле с использованием характерных мелодических оборотов, и не случайно некоторые настолько естественно, органично звучат в контексте традиционной народной песенной лирики, что вошли в обиход без авторской составляющей. Другие – продолжают и развивают стилистику праздничного концертного казахского вальса, созданного еще Жубановым, Хамиди, Тулебаевым и ставшего излюбленным в творчестве Калдаякова, Хасангалиева и других композиторов песенного жанра. В таких песнях есть и широта диапазона, и красочные колоратурные эпизоды, что дает профессиональной певице возможность продемонстрировать свой талант. Изящество и нежность вальсового кружения Нургиса использует и в лирических песнях, посвященных близким людям – бабушке, отцу, любимой женщине.

Нургиса Тлендиев на сцене, да и в обычной жизни, ассоциируется с классическим обликом народного музыканта высочайшего профессионализма. Каковыми являлись великие кюйши, салы и сере. Раскрепощенный, уверенный, порой даже эксцентричный в своем поведении, но всегда несущий мощный заряд творческой энергии, вдохновения, он был символом неразрывного синтеза автора и исполнителя. Унаследовав всю глубину этого единства, Нургиса Тлендиев создал новый жанр музыкального искусства – оркестровый кюй, оптимистично утвердив неувядаемую силу народного жанра, его способность адаптации к новым веяниям, новым жизненным ритмам, новому времени.

Его талант, его труд на благо сохранения и процветания традиций народного музыкального искусства получили благодарное признание народа и были по достоинству оценены высоким званием народного артиста СССР, лауреата Государственных премий, избранием в депутаты Верховного Совета Казахской ССР, золотой звездой "Халық Қаhарманы".

Нургиса Тлендиев ушел из земной жизни в 1998 году, однако его духовная сущность осталась с теми, кто знал его лично, и с теми, кто соприкоснется с его творчеством в далеком будущем. Образ этого человека, музыканта, композитора, дирижера в истории культуры, Казахстана во всей полноте заслуживает определения – гений ХХ века.

Популярное

Все
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
О четвероногих друзьях заботятся жители Петропавловска
Когда руки не для скуки, а для чистоты города
Фиктивные детские сады
В Кызылорде открыли международный автовокзал
Не пролететь «фанерой» над Алтаем
Модернизация Алматинской ТЭЦ-3 завершится в 2026 году
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
К празднику Победы ветеранам выплатят по полтора миллиона тенге
Помощь для пострадавших идет со всех уголков Казахстана
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Сенатор Ляззат Калтаева: «Одна из самых важных профессий в стране нуждается в защите»
Свыше 8,8 тыс. казахстанских семей получили господдержку после паводков
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Очаги распространения рапсового листоеда обнаружены в Алматинской области
Мы все преодолеем!
Одни и те же грабли
Олимпиада: Нариман Курбанов едет в Париж
Любящим родителям нечего бояться
Немецкая компания будет производить сверхлегкие самолеты в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
На суде Байжанов выкрикнул в адрес Бишимбаева: «Он убийца!»
Лишь 7% территории Казахстана покрыто снегом
АПК: в Казахстане очищены 200 км ирригационных сетей
Ашимбаев выступил на семинаре по использованию Big Data в аналитике
Защитник Бишимбаева проявил неуважение к суду
Умер знаменитый итальянский модельер Роберто Кавалли
Спецпоказ полнометражного фильма «Каныш» прошел в Астане
Президент соболезнует в связи с кончиной композитора Абдимомына Желдибаева
«Қаныштай бол! Стань как Каныш!» Такое напутствие получили молодые ученые
Уральск: уровень реки может подняться в любой момент
Более 180 тыс. казахстанцев приняли участие в акции «Таза Қазақстан»
Восстановлено электроснабжение в крупных населенных пунктах Костанайской области
Первые э-бланки разрешения выдали автоперевозчикам Казахстан и Узбекистан
Около 7 тыс. голов сельскохозяйственных животных погибло в результате паводков
Токаев отменил международный форум Астана в связи с паводками в стране
Почти на 600 млн тенге оштрафован Национальный центр экспертизы и сертификации
Десятки фактов дезинформации о паводке выявили в РК
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Не только веселиться, но и наполнять нравственным содержанием
Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
И жент, и курт «оделись» в шоколад
В Алматинской области высажено свыше 17 тыс. саженцев
Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
В Казахстане проживают 1 472 человека с именем Наурыз
Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Елена Рыбакина вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Майами
Полицейские поздравили детей из приюта с праздником Наурыз в Костанае
В нашем ауле праздник ждали с нетерпением
В Москве неизвестные открыли стрельбу из автоматов в торговом центре
Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
Спикер Мажилиса поздравил с Наурыз мейрамы
Маулен Ашимбаев поздравил казахстанцев с праздником Наурыз

Читайте также

Чем известна легендарная казахстанская крепость Аккесене
Полвека назад начались крупномасштабные раскопки на городищ…
В зале Улуг Улуса в Национальном музее РК собрано множество…
Марат Тажин провел заседание нацкомиссии по реализации "Рух…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]