В истории современного Казахстана выделяются несколько этапов модернизации системы государственного управления. И сегодня пришло время новых изменений– инициатива Главы государства о программе конституционных реформ фактически открывает новый и судьбоносный этап развития страны как независимого государства и равноправного участника мирового и региональных сообществ.
Обращение к народу Казахстана определяет не только качества Лидера нации как политика, с особой ответственностью подходящего к выполнению задач и программ развития страны, но и как стратега, имеющего четкое видение перспектив и целей долгосрочного развития страны.
Масштабность и комплексность предлагаемых перемен говорят о возможности выхода на новый уровень государственно-политического обустройства страны с президентской формой правления. Казахстанский опыт развития имеет сугубо отличительный характер. Уникальность и масштабность инициатив Главы государства заключается не в ослаблении одной из ветвей власти в пользу другой, а в установлении стабильного и эффективного баланса полномочий для решения стратегических приоритетов страны.
Повышение ответственности Правительства и Парламента в реализации программ, их отчетность, активизация кадровой политики, мобильность ветвей власти в принятии решений, несомненно, дадут значительный социально-экономический эффект. Новую динамику развития получит и партийно-политическая система страны, ее влияние на формирование правительственных и парламентских структур и кадров будет более значительным.
Особое внимание обращено на повышение роли надзорной и судебной систем как залога защиты и гарантий интересов народа, граждан страны. За Президентом страны остается решение глобальных вопросов и вызовов современности: выбор внешнеполитического курса, обеспечение национальной безопасности и другие. При этом сохраняется классическая модель трех ветвей власти. Институт президентства как форма государственного правления и гаранта Конституции страны сохраняет полномочия верховного арбитра в деятельности и сопряженности ветвей власти.
К особенностям этой конституционной реформы относится и то, что она выходит за рамки стандартного совершенствования структуры государственного управления. Ставится вопрос о модернизации государственно-политического обустройства страны. Ключевая цель этих изменений – в достижении «золотого треугольника» успеха: ускоренного роста, стабильности внутриполитической жизни и синхронизации приоритетов и темпов развития всех отраслей и регионов.
При такой системе координации интересов всех ветвей власти институт президентства может быть дополнен организационной формой. В качестве подобного механизма может выступить Высший национальный совет, управляемый Президентом страны, который позволил бы обеспечить более точную балансировку не только ветвей государственной власти, но и партийных, общественных и гражданских институтов страны.
Для нас, казахстанцев, Конституция – это Основной закон страны. И она, на мой взгляд, должна отражать в том числе историко-культурные и этнические, современные ценности народа Казахстана.
Тысячелетний период борьбы за независимость, многовековой путь становления казахского народа – исторический фундамент современной независимой республики. Поэтому было бы справедливым и целесообразным в Конституции отразить такие идеологемы, как «Қазақ Елі», «Мәңгілік Ел», «Ұлы Дала». Тем более что эти понятия сегодня все больше позиционируются как бренды современного Казахстана. В них заложен мощнейший интегративный и консолидирующий потенциал не только с исторической, но и социально-экономической и политической точек зрения.
Возвращаясь к содержанию конституционных преобразований, было бы справедливым и правильным в новой редакции Основного закона страны отразить историческую роль Первого Президента Республики Казахстан.
Основатель независимого государства – Первый Президент – стоит у основания принятых программ, законов и конкретных задач развития страны. Президентская форма правления в нашей стране успешна и эффективна благодаря личности Нурсултана Назарбаева. В данном случае выражаю мнение абсолютного большинства казахстанцев об отражении понятия «Первый Президент Республики Казахстан, Елбасы Н. А. Назарбаев» в новой редакции Конституции страны.
Обсуждаемая конституционная реформа совпала с опубликованием Послания Президента страны народу «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Стратегических приоритетов в этом историческом документе немало, вместе с тем хотелось бы обратить особое внимание на следующие слова Главы государства: «Прежде всего должна измениться роль системы образования. Наша задача – сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста».
Эта парадигма может стать современной моделью социализации личности, социально-экономического и технологического, инновационного развития, охватывающей интересы всех слоев общества и граждан.
И здесь объективно назрел переход к новой конституционной норме обязательного профессионального образования в качестве «социального лифта». Ранее принятая норма в области среднего образования сформировалась как политика борьбы с безграмотностью. В мировой практике переход к норме обязательного профессионального обучения является признаком развитости государства. Так, к примеру, США, Япония, Южная Корея и ряд стран Европы уже гарантируют реализацию этой нормы. Наиболее системно этот подход выражен в Финляндии, где сформирована идеальная модель получения не только обязательного, но и бесплатного образования на любом уровне.
Резюмируя вышесказанное, предлагается внести дополнение в соответствующую статью Конституции Республики Казахстан, касающуюся обязательности общего среднего образования. Так, подпункт 1 в статье 30 можно изложить в следующей редакции: «Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее и профессиональное образование обязательно».
Подпункт 2 статьи 30 предлагается изложить в следующей редакции: «Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных учебных заведениях профессионального образования».
Данная мера социально ожидаема и соответствует стратегическим приоритетам развития государства.
Очень важно, что предлагаемые изменения в Конституцию страны открыто дискутируются. Народное обсуждение судьбоносного документа еще раз подчеркивает переход на новый этап демократизации общественно-политических процессов в стране. Предлагаемые дополнения и уточнения со стороны как лакмусовая бумага демонстрируют возросший уровень культуры в стране.