Дата проведения государственного праздника – 1 декабря – не случайна. Именно в этот день в 1991 году путем прямых всенародных выборов Первым Президентом суверенного Казахстана стал Нурсултан Абишевич Назарбаев, набравший 98,78% голосов избирателей.
Реформы во всех сферах жизнедеятельности казахстанского общества стали возможными благодаря инициативам Первого Президента. Выстраивание новых экономических отношений, денежно-кредитной, бюджетной и таможенной систем привело к глубоким изменениям в управленческой, духовно-культурной, научно-образовательной политике.
Ситуация требовала быстрых и нетривиальных действий. Глава государства в тот сложный период принял решения, без которых модернизация страны и общества оказалась бы невозможной. В 1995 году было издано 140 указов Президента Казахстана, имеющих силу закона. Все они, в том числе блок рыночных законов – «О земле», «О недрах и недропользовании», «О нефти», «Об иностранных инвестициях», были направлены на развитие экономики, формирование устойчивой банковской системы.
В этот период проявились политическая воля и решимость Президента страны Нурсултана Назарбаева, определившего путь казахстанской модернизации. Основной упор делался на осуществление в первую очередь экономических реформ, а затем – политических. Глава государства выполнил свои обещания перед народом: были достигнуты реальные результаты в экономике, успешно преодолен трудный переход к рыночным отношениям.
Можно констатировать: в то время Президент стал олицетворением не только сильной государственной власти, но и гаранта процесса суверенизации. И вот уже на протяжении двух десятилетий мы убеждаемся в том, что не ошиблись в выборе. И здесь хочется вспомнить слова французского философа Вольтера: «Для спасения государства достаточно одного великого человека».
На сегодня Казахстан находится в числе самых быстроразвивающихся экономик мира. Если в первые годы независимости валовой внутренний продукт на душу населения составлял не более 700 долларов, то в настоящее время этот показатель достиг более 12 тыс. долларов.
В истории немало примеров, когда в сложные времена находились люди, способные оказаться настоящими лидерами для своей нации и страны. Б. Рузвельт, К. Ататюрк, Ли Куан Ю, Дэн Сяопин... В ряду этих политиков особое место занимает Нурсултан Абишевич Назарбаев, возглавивший государство в сложнейшее время и сумевший за кратчайший по историческим меркам период построить мощное независимое государство совершенно нового типа.
Сегодня Первый Президент Казахстана признан мировым сообществом как Лидер интеграционных процессов не только на постсоветском пространстве, но и на международной арене. Заложенные им основы стратегического курса многовекторной внешней политики обеспечили участие Казахстана в Таможенном союзе, Организации экономического сотрудничества, Евразийском экономическом союзе, Шанхайской организации сотрудничества...
Кроме того, мировым сообществом высоко оценены инициативы Главы нашего государства, касающиеся всеобщего ядерного разоружения, проведения съездов лидеров мировых и традиционных религий, созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Значимыми событиями стали председательство Казахстана в ОБСЕ и в ОИК. Еще одним подтверждением высокого авторитета нашей страны на мировой арене стал тот факт, что именно Казахстан получил право проведения Международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017».
Близится к выполнению и поставленная Главой государства цель по вхождению нашей страны в число 50 конкурентоспособных государств. Подтверждением тому является включение Казахстана Организацией Объединенных Наций в категорию стран с высоким человеческим капиталом. В нынешнем году в рейтинге конкурентоспособности Казахстан занял 42-е место среди 140 стран мира, таким образом заняв позицию на 8 пунктов выше по сравнению с прошлым годом.
С уверенностью можно сказать, что в реализации стратегических идей Главы государства по инновационной индустриализации, формированию Общества Всеобщего Труда, социальной модернизации, евразийской интеграции, проектам «Народное IPO» и G-Global сегодня заинтересован и принимает активное участие каждый казахстанец.
Во всех решениях Президента всегда прослеживается последовательность. Ярким примером тому служат ежегодные Послания Лидера нации своему народу. И это не просто программные установки развития страны – это программные задачи, которые ставятся перед каждым гражданином.
В прошлом году Лидер нации обратился к народу Казахстана с Посланием «Нұрлы жол – путь в будущее», в котором обозначил ключевые моменты нового курса, новой экономической политики Казахстана.
Послание Президента страны стало ответом Казахстана на глобальные вызовы. К ним прежде всего относятся спад мировой экономики, падение цен на сырьевые ресурсы и, как следствие, снижение поступлений в доходную часть бюджета.
Глава государства, отметив в ноябре 2014 года, что ближайшие годы станут большим испытанием и этот рубеж смогут перейти только сильные и сплоченные страны, объявил о новой экономической политике Казахстана «Нұрлы жол».
Как мы помним, все средства, полученные от природных ресурсов, аккумулировались в Национальном фонде. Сейчас этот фонд, созданный по инициативе Президента, помогает нам пережить трудные времена. Сегодня мы убеждаемся в стратегической целесообразности этого решения в пользу обеспечения стабильности развития социально-экономической сферы, сохранения и даже увеличения ассигнований из бюджета на социальные программы.
Во исполнение поручений Президента дополнительно были выделены 500 млрд тенге из Нацфонда: на льготное кредитование бизнеса – 100 млрд тенге; на оздоровление банковского сектора – 250 млрд тенге; на привлечение новых инвестиций – 80 млрд тенге; на выставку «ЭКСПО-2017» – 40 млрд тенге; на развитие транспортной инфраструктуры Астаны к ЭКСПО-2017 – 29 млрд тенге.
Наряду с этим Президент страны поручил осуществлять дальнейшую модернизацию транспортной инфраструктуры Казахстана по лучевому принципу, реализовывать индустриальные программы, закончить работу по формированию инфраструктуры специальных экономических зон, совершенствовать туристическую инфраструктуру. В сфере энергетики поручено построить высоковольтные линии Экибастуз – Семей – Усть-Каменогорск и Семей – Актогай – Талдыкорган – Алматы. Были пересмотрены подходы к строительству арендного жилья, на что выделено 180 млрд тенге.
Президент страны также заявил, что государство не свернет свои социальные обязательства, несмотря на то что мировую экономику, по его словам, ждут «глобальные испытания». Правительству поручено обеспечить выполнение всех соцобязательств.
Благодаря принятым в рамках программы «Нұрлы жол» и Плана оперативных мер Правительства на 2015–2016 годы мерам рост экономики Казахстана за 10 месяцев составил 1%. Инвестиции в основной капитал выросли на 3,8% за счет реализации в первую очередь инфраструктурных проектов.
По итогам 10 месяцев текущего года обрабатывающая промышленность в таких странах, как Австралия, Япония, Корея, Норвегия и Финляндия, упала до 2%, в Беларуси – на 8%, России – на 5%, Бразилии – на 9%. На этом фоне позитивный рост обрабатывающей промышленности в Казахстане на 0,5% – хороший фактор, который достигнут благодаря запасу прочности политики индустриализации.
Дальнейшее развитие экономики страны стало возможным благодаря реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010–2014 годы, разработанной во исполнение поручения Главы государства, данного 15 мая 2009 года на внеочередном XII съезде партии «Нур Отан», Послания Президента народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана», а также в соответствии с ключевыми направлениями Стратегического плана развития РК до 2020 года.
Эта программа направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение конкурентоспособности. Она стала логическим продолжением проводимой экономической политики и интегрировала в себя основные подходы Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003–2015 годы, программы «30 корпоративных лидеров Казахстана», а также других программных документов в сфере индустриализации.
На период до 2015 года основным приоритетом политики форсированной индустриализации стала реализация крупных инвестиционных проектов в традиционных экспортоориентированных секторах экономики с мультипликацией новых бизнес-возможностей для малого и среднего бизнеса через целенаправленное развитие казахстанского содержания, последующих переделов и переработки.
Задачи нового этапа развития Казахстана, без преувеличения, грандиозны. Реализация стратегических программ развития должна обеспечиваться качественным исполнением законодательных функций Парламента, его консолидирующей роли как института народного представительства и важнейшей властно-управленческой структуры общества и государства.
Определение задач Главой государства перед высшим законодательным органом, прямое участие в законодательном процессе на основе права законодательной инициативы и принятия собственных законодательных актов способствуют развитию реального диалога власти и общества, создают действенные механизмы обратной связи, что обеспечивает гибкость и эффективность всей политической системы.
С самого первого дня пятой сессии – 1 сентября 2015 года – деятельность Парламента страны была направлена на законодательное обеспечение Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации Пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева.
В целом в Мажилис Парламента РК в рамках «100 конкретных шагов» поступило 59 законопроектов. Из общего числа поступивших 13 рассмотрены Комитетом по экономической реформе и региональному развитию. Это проекты законов, затрагивающих вопросы предпринимательства, оказания государственных услуг, государственных закупок, индустриально-инновационной политики, развития местного самоуправления и другие. На сегодня большинство из рассмотренных законопроектов подписаны Главой государства.
Все рассмотренные нами законопроекты направлены на совершенствование отечественного законодательства, упрощают многие процедуры, касающиеся малого и среднего бизнеса. К примеру, в Предпринимательском кодексе консолидированы нормы законодательных актов о государственном регулировании предпринимательской деятельности.
Основными целями при разработке проекта этого закона были совершенствование и развитие законодательства Казахстана в сфере взаимодействия субъектов предпринимательства и государства, в том числе государственного регулирования и поддержки предпринимательства, устранения пробелов и противоречий в правовом регулировании предпринимательских отношений, а также систематизация правовых, экономических, социальных условий и гарантий, обеспечивающих свободу предпринимательства в республике.
Мировой опыт показывает, что сегодня малое и среднее предпринимательство – динамичный элемент преобразования современной рыночной экономики, определяющий ее гибкость и адаптивность. От умелого сочетания малого, среднего и крупного бизнеса зависит как эффективность функционирования экономической системы, так и экономический рост, структура и качество внутреннего валового продукта. А в период кризиса роль малого и среднего бизнеса для экономики возрастает в разы.
В Казахстане всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса всегда была приоритетом государственной политики. За годы независимости были осуществлены беспрецедентные усилия по развитию этого сектора, улучшению бизнес-климата в стране. Глава государства, выступая на заседании Совета национальных инвесторов, отметил, что помощь, оказываемая бизнесу в Казахстане, уникальна, и ни в одной стране столько не делается для поддержки предпринимательства.
Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам оказания государственных услуг» предусмотрено создание Государственной корпорации «Правительство для граждан», которая станет единым провайдером госуслуг.
Это позволит усовершенствовать процедуры оказания государственных услуг населению и обеспечить соблюдение единых стандартов качества обслуживания в сферах социальной защиты населения, земельных отношений и оформления недвижимости; обеспечить прозрачность, а также реализацию полного цикла работы с услугополучателями.
Принятые законы предусматривают все условия для развития малого и среднего бизнеса в Казахстане, а также развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивающих диверсификацию и рост конкурентоспособности, усиление социальной эффективности развития приоритетных секторов экономики и реализации инвестиционных проектов, создание благоприятной среды для индустриализации в рамках Программы по индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан.
Все принятые нами законы станут эффективным инструментом в условиях глобального кризиса.
Объявленные Главой государства Пять институциональных реформ и План нации «100 конкретных шагов» определяют путь создания новой модели экономики Казахстана и закладывают прочную основу для долгосрочного и устойчивого развития страны.