Сенаторам по вопросу совершенствования законодательства в сфере противодействия коррупции докладывал заместитель председателя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции (АДГСПК) Алик Шпекбаев. Он рассказал о предлагаемых мерах по искоренению коррупции в стране. Так, предлагается законодательно закрепить персональную дисциплинарную ответственность непосредственных руководителей за совершение подчиненными коррупционных правонарушений, должностных лиц квазигосударственного сектора за оказание неправомерного предпочтения или явного воспрепятствования в реализации прав граждан и предпринимателей. Одна из мер – восстановить институт обязательной антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, существовавший до 2015 года. Однако с этим предложением не согласилась председатель Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности Дарига Назарбаева. Напомнив, что на содержание института ежегодно выделялось до 1 млрд тенге, КПД от его деятельности был ничтожно мал. Экспертизы «штамповались» по шаблону, и когда это поняли, институт прекратил свое существование. И если возрождать институт, то с четко прописанной ответственностью лиц, производящих экспертизу.
– Они должны отвечать за свою подпись деньгами, штрафами, – считает Дарига Назарбаева.
Предлагается разработать и принять закон «О закупках», регламентирующий закупки в квазигосударственном секторе, где зарегистрировано 55% коррупционных правонарушений, и совершены они именно в этой сфере. При этом их объем, по оценкам экспертов, в 6–8 раз превышает государственные закупки.
Также АДГСПК ратует за то, чтобы отнести отдельные категории работников квазигосударственного сектора (руководителей структурных подразделений, бухгалтеров, юристов – в общем, всех тех, кто связан с закупками и материально-финансовыми ресурсами) к субъектам коррупционных правонарушений. Кроме того, предлагается перевести отдельные составы уголовных преступлений, предусматривающих причинение ущерба в особо крупном размере, в перечень коррупционных.
Вновь на заседании был поднят вопрос законодательного регулирования института лоббизма. По мнению Алика Шпекбаева, международная практика показала, что закон о лоббизме дает свои положительные результаты в борьбе с коррупцией. Когда-то такой закон был разработан в Казахстане, в 2009 году законопроект был внесен в Парламент, в 2012 году – отозван.
– Сегодня, наверное, уже пришло время, – считает Алик Шпекбаев. – Проект этого законопроекта уже есть, можно к нему вернуться. Но он требует более внимательного изучения, рассмотрения и окончательного решения.
Предлагается перевести и отдельные составы этических нарушений, такие особо «популярные», как использование служебного автотранспорта в личных целях, грубость в обращении с гражданами и коллегами, управление автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения, а также нахождение госслужащего в общественном месте в нетрезвом виде, в разряд поступков, дискредитирующих госслужбу.
– Это усилит ответственность и повлечет такие последствия, как ограничение на продвижение, а в случае увольнения – запрет на повторное поступление на государственную службу, – аргументировал Алик Шпекбаев.
Однако и тут сенаторы выразили сомнение, потому что есть большая вероятность, что называется, «переборщить». Если чиновник по дороге на служебном авто «заскочил» в аптеку за лекарством, можно ли считать такой поступок нарушением этики госслужащего?
– Как измерить этическое нарушение, чтобы наказать человека? Ведь решается судьба человека, его семьи. Здесь нужно быть очень аккуратным, – сказала Дарига Назарбаева.
В ответ Алик Шпекбаев предложил использовать аудио- и видеозаписи, что не запрещено.
Предлагаются и организационные меры. Например, улучшить социальное положение государственных служащих за счет сокращения недостойных.
– Если мы хотим перейти на международные стандарты, чтобы у нас сегодня была высокая заработная плата, экономическая мотивация, стимулирование госслужащих, наверное, надо ставить вопрос о сокращении. И фонд заработной платы, который останется непосредственно в этом государственном органе, должен пойти на повышение заработной платы тем, кто останется, – сказал Алик Шпекбаев, добавив, что многие восточноевропейские и прибалтийские страны прошли через это, в результате сумев значительно снизить уровень коррупции.
Еще одно важное предложение прозвучало на заседании. Алик Шпекбаев предложил предусмотреть представительские расходы в составе расходов на содержание госорганов под программу, чтобы их регламентировать.
– При любых комиссиях, проверках со стороны центральных, областных, районных органов встречают, делают какие-то подарки. Наше предложение поможет это все исключить, – аргументировал зампредседателя АДГСПК.
Алик Шпекбаев привел несколько конкретных примеров, достойных сравнения с известной пьесой Гоголя «Ревизор».
– Из Министерства финансов с инспекцией поехали в Карагандинскую область. Приехали. Кроме того, что получили ряд денежных средств, выехали еще в один из супермаркетов, где они полностью оделись. В конце концов были задержаны и осуждены на 10 лет лишения свободы, – рассказал Алик Шпекбаев.
Предложение нашло поддержку сенаторов. Дарига Назарбаева также считает, что нужно жестко регламентировать порядок приема командированных у себя в регионах.
– Здесь нужна жесткая дисциплина. Акиматы стараются изо всех сил угодить гостям из Астаны, – отметила она.
Говорилось на заседании и о формировании антикоррупционного общественного сознания. Понятия чести и совести не должны быть просто красивыми словами для каждого государственного служащего. Впрочем, в АДГСПК признают, что за год изменить психологию склонного к болезни грязных рук госслужащего невозможно, но внушать и наказывать нужно. К слову, предлагается в вузах ввести обязательную дисциплину «Основы антикоррупционной культуры».
Сенаторы также предложили создать научно-исследовательский институт при Парламенте, обратить внимание на переработку госслужащих, рассмотреть возможность выплаты достойной заработной платы чиновникам, совершенствовать работу общественных советов.
В завершение заседания «круглого стола» Дарига Назарбаева подчеркнула, что в Плане нации по реализации Пяти институциональных реформ предусмотрено решение всех актуальных вопросов, Парламентом приняты необходимые законы.
– Но они не работают, так как бюрократия их не замечает, – сказала она.