Выступая на VIII Астанинском экономическом форуме "Инфраструктура: драйвер устойчивого роста экономики" 22 мая 2015 года, Глава государства сказал: "Я предлагаю создать новый высокоскоростной мультимодальный транспортный маршрут – Евразийский трансконтинентальный коридор. Он будет пролегать через всю территорию нашей страны и позволит осуществлять беспрепятственный транзит грузов из Азии в Европу и обратно. Это намного короче пути через океан, сближает наши народы и дает безопасность, потому что нам всем выгодна стабильность тех государств, через которые проходят эти трассы. Транспортная артерия даст импульс развитию производства во всех странах".
Нуралы Бектурганов, первый вице-президент Казахстанской национальной академии естественных наук (КазНАЕН), научный консультант АО "Научно-технологический центр "Парасат"Эта идея закреплена в "Плане нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева".
"Шаг 65. ИНТЕГРАЦИЯ КАЗАХСТАНА В МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПОТОКИ. Запуск проекта по созданию МУЛЬТИМОДАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА "ЕВРАЗИЙСКИЙ ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ КОРИДОР".
В целях научного обоснования этой инициативы Главы государства учеными КазНАЕН с участием АО "Научно-технологический центр "Парасат", а также с учеными России, Китая, США, Канады и других стран, в рамках VIII АЭФ была проведена панельная сессия "Устойчивое развитие евразийского энергетического, транзитного и водного потенциала". На ней были обсуждены первые результаты по реализации целевой научно-технической программы "Научно-техническое обоснование максимально возможных вариантов евразийского транзита через территорию Казахстана", в которой предусмотрено научно-техническое обоснование создания в Каспийском море международного морского хаба, способного обеспечить Казахстану выход в мировой океан и максимально реализовать воднотранспортный потенциал евразийского транзита через территорию страны. Зал, в котором проходила панельная сессия, не вместил всех желающих участвовать в ее работе, и была подключена трансляция в соседний зал.
Президент Нурсултан Назарбаев неоднократно поднимал на высшем уровне предложение о строительстве канала "Евразия" (Каспий – Черное море) с целью расширения транзитного потенциала в интересах Казахстана, России, Китая и стран Прикаспийского региона – Туркмении, Ирана, Азербайджана.
В 2007 году на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме Глава государства сказал: "Мы нуждаемся в различных маршрутах: естественно, эти товары – нефть и газ – пойдут по тем маршрутам, которые окажутся экономически выгодными для нас. Знаковым проектом в связи с этим может стать строительство нового судоходного канала "Евразия" от Каспийского моря к Черному морю. Этот канал стал бы мощным коридором выхода всей Центральной Азии к морям через Россию".
Его поддержал Президент Российской Федерации В. Путин: "Появление нового канала не только даст выход прикаспийским государствам в Черное и Средиземное моря, то есть в Мировой океан, но и качественно изменит их геополитическое положение, позволит стать морскими державами".
Будучи Президентом Российской Федерации, Д. Медведев также поддержал этот проект: "Я думаю, что у этого проекта хорошие перспективы, потому что нам необходимо развивать инфраструктуру и думать о том, каким образом будут осуществляться коммуникации с учетом роста товарооборота экономик. Идея Нурсултана Назарбаева о реанимации этого проекта возникла очень своевременно".
Ученые КазНАЕН разрабатывают модель максимально возможного варианта евразийского воднотранспортного транзита через территорию Казахстана с учетом этого канала и возможного строительства иранского канала Каспий – Персидский залив.
За основу этой модели планируется взять, наряду с аналогичными инициативами Казахстана и России, инициативу лидера КНР Си Цзиньпина "Экономический пояс Шелкового пути», которая, как сказал Глава государства, "впервые была озвучена в Астане. Мы одними из первых поддержали эту инициативу и уже вносим свою лепту".
За последние годы в стране многое сделано для реализации этой цели и, в частности, по поручению Главы государства по усилению мощности порта Актау. В 2014 году общий объем перевозок через порт Актау составил 10,3 млн тонн. Завершается строительство Актауского морского северного терминала, что увеличит мощность порта на 3 млн тонн. Завершение строительства объектов первого этапа сухого порта СЭЗ “Хоргос – Восточные ворота” запланировано на июнь 2015 года.
Реализуется программа развития международного пограничного перехода Достык – Алашанькоу, пропускная способность которого возрастает с каждым годом, и к 2014 году грузопоток достиг 23 млн тонн в год.
В 2014 году введен в эксплуатацию участок Жезказган – Бейнеу, что открыло прямое железнодорожное сообщение Достык – Актау. В том же году введена в эксплуатацию железная дорога из Актау в Иран. Планируется строительство узкоколейной скоростной магистрали Хоргос – порт Актау.
В нынешнем году будет завершено строительство казахстанского участка автострады Западная Европа – Западный Китай.
Как отметил на VIII Астанинском экономическом форуме Глава государства: "Нашим первым крупным проектом является строительство казахстанского участка автомобильной магистрали Западная Европа – Западный Китай протяженностью 2 700 километров. Данные работы мы завершим в этом году. Ожидается, что объем грузопотока на казахстанском участке составит до 30 миллионов тонн в год. Трасса свяжет не только Китай, Казахстан, Россию и Европу. Доступ к ней получат страны Центральной Азии – Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан".
Участники панельной сессии "Устойчивое развитие евразийского энергетического, транзитного и водного потенциала" предлагают дополнить уже сделанное в стране по развитию железнодорожного и шоссейного транзита научно обоснованными расчетами по воднотранспортному транзиту с максимальными возможностями использования порта Актау для выхода в Мировой океан.
В Стратегии "Казахстан-2050" определены конкретные цифры казахстанского транзита к 2050 году. Это увеличение транзитных потоков в 10 раз. Если в 2012 году транзит через территорию Казахстана составлял 17,8 млн тонн, то к 2050 году эта цифра достигнет 180 млн тонн. При увеличении казахстанского транзита в 10 раз возникнет необходимость использования наиболее дешевых его вариантов, а водный транспорт – самый дешевый. Ученые КазНАЕН разрабатывают обоснование доли общего транзита через территорию Казахстана, которую будет выгодно направить в Европу воднотранспортным путем через канал "Евразия". С этой целью проведен анализ инициативы Китая "Один пояс, одна дорога", которую Председатель КНР Си Цзиньпин предложил реализовать странам БРИКС – России и Индии.
Как подчеркнул Глава государства на VIII Астанинском экономическом форуме: "Существующие морские торговые маршруты не могут удовлетворить растущие потребности международной торговли. Уже сегодня объем торговли между КНР и ЕС составляет почти 600 миллиардов долларов, и, по прогнозам, к 2020 году он увеличится до 800 миллиардов долларов. Поэтому большое значение для растущей Азии играет развитие сухопутного маршрута в Европу. И в этом мы видим для себя новые возможности".
Если сегодня товары из Китая в страны ЕС доставляются морским путем, огибая Азию, через Суэцкий канал за 45 дней, то время их комбинированного сухопутного и водного транзита через территорию Казахстана по трассе Хоргос – порт Актау – канал "Евразия" и далее через Черное море составит всего 10–14 дней. При строительстве узкоколейной скоростной магистрали Хоргос – порт Актау этот срок сократится еще на 2–3 дня.
Исследований по воднотранспортному транзиту через территорию Казахстана в стране пока еще не было, и ученые КазНАЕН проводят их на основе евразийского сотрудничества с привлечением ученых России, Китая и других стран Евразийского континента.
В нынешнем году КазНАЕН провела переговоры с генеральным директором крупнейшей китайской гидротехнической компании "Синогидро" Лянь Цзюнем о научно-техническом сотрудничестве в развитии евразийского воднотранспортного транзита и подписан "Протокол о намерениях". Генеральный директор филиала этой компании в Казахстане господин Ван Чжунпань выступил на панельной сессии с докладом о перспективах сотрудничества Казахстана и Китая в области гидротехнических сооружений.