​«Дань» опере

875
Анастасия Прилепская

Яркий грим, объемный костюм, символизирующий силу и величие, корона из цветов и четыре флага за спиной, обозначающих четыре разных рода войск. Движения быстрые и уверенные, в руках копье и прут с белоснежными кистями, это значит, что она примчалась сюда на белом коне... Так выглядит «у-дань», или девушка-воин, одна из героинь пекинской оперы «Легендарные амазонки из рода Ян».

Чтобы воплотить образ ­«у-дань», актриса должна уметь петь, танцевать и фехтовать, обладать даром четкой и уверенной декламации. Необходимо быть одновременно и женственной, и сильной, ведь костюм и реквизит военачальницы имеют немалый вес. Во всем этом облачении акт­риса должна оставаться гра­циозной, восхищать, вдохновлять и вести за собой.

Образы один другого ярче возникали на скромной сцене одного из залов Национальной академической библиотеки в Астане. А сцена и не должна быть богато украшенной, достаточно только стола и стула. Это один из постулатов пекинской оперы, о которых рассказывала знаменитая актриса, солистка Китайской национальной академии пекинской оперы Юань Хуэйцинь. Она приехала по приглашению посольства КНР в Казахстане, чтобы открыть для казахстанских поклонников одну из граней древней культуры Поднебесной – китайское традиционное оперное искусство.

Юань Хуэйцинь за свою карьеру получила престижные профессио­нальные награды: «Премию за индивидуальную игру» Всекитайского фестиваля современной пекинской оперы, «Золотую премию» телевизионного конкурса среди молодых артистов пекинской оперы, высшую награду в рамках 21-й китайской телевизионной премии «Золотой орел» и другие. Сегодня она – государственная актриса высшей категории КНР, а когда-то маленькой девочкой пришла учиться традиционному оперному искусству.

– В Китае пекинская опера очень популярна, многие семьи отдают своих детей учиться в специальные школы, – рассказала Юань Хуэйцинь. – В столице есть институт пекинской оперы и в каждой области – институты и школы китайского оперного искусства. Подготовка – очень длительный процесс, обучение начинается примерно с 10-летнего возраста, а известность актер может получить только к 30 годам. То есть нужно учиться как минимум 20 лет.

В полуторачасовую лекцию, конечно, невозможно уложить всю историю и красоту пекинской оперы, поэтому «вводный урок» был больше похож на яркое представление. Особенности грима, костюма и основные амплуа зритель запоминал наглядно. Женские роли в китайском оперном искусстве, называемые «дань», иллюстрировал первый отрывок: партия девушки из постановки «Пионовая беседка». Актриса в образе юной девы модуляциями голоса, напевами и стихами изоб­ражала беседу с разными цветами в саду. Каждому из цветков предназначались и определенные наборы жестов и поз.

– Среди «дань» различают героинь знатного происхождения – «чжэн-дань» (положительные дань) или «цинъи» (женщины в темной одежде), потому что на сцену они выходят, как правило, в темных костюмах, – объяснила лектор. – Это степенные, верные супруги и добродетельные матери. Часто по сюжету оперы они переносят страдания и лишения. В этом амплуа главное – вокальное мастерство. Ария «цинъи» звучит плавно, мелодично, а их движения спокойны и величавы.

Юные девушки, веселые служанки и простушки относятся к образам «хуа-дань», пожилые женщины именуются «лао-дань», девушки в ярких нарядах – «хуа­шань», или «дань» в пестрой рубашке. Молодые женщины, преуспевшие в боевом искусстве, а также богини, ведьмы и женские злые духи относятся к амплуа ­«у-дань», или «дань»-воительница. Их костюмы похожи на одеяния воинов-мужчин, а выступления сопровождаются барабанной дробью и звоном гонгов, что создает атмосферу сражения.

Именно в образе «чжэн-дань» прославился великий мастер оперы Мэй Ланьфан, основатель Китайского государственного театра пекинской оперы. Тогда, в конце XIX – начале XX веков женские роли в постановках исполняли мужчины, и на Олимпе пекинской оперы появились «четыре великих дань» – Мэй Ланьфан (основатель школы Мэй), Шан Сяоюнь (школа Шан), Сюнь Хуэйшэн (школа Сюнь) и Чэн Яньцю (школа Чэн). Благодаря этим четырем актерам женские образы «вышли из тени» мужских и обрели свое особенное значение.

Однако мужские амплуа пекинской оперы – «шэн» – и сегодня более многочисленны, чем женские. Основные – образ зрелого мужчины «лао-шэн», молодого человека – «сяо-шэн» и военного – «у-шэн». Если «лао-шэн» – степенный герой с усами и бородой, который перемещается по сцене плавно, с достоинством, то «сяо-шэн» – образ юноши, который двигается легко и непринужденно, владеет приемами фехтования, а в вокальной партии иногда переходит на фальцет. Один из знаковых образов пекинской оперы – «у-шэн» – требует большой физической подготовки.

– Актер должен владеть приемами сценического боя, фехтования, быть настоящим мастером пластики и акробатики, – говорила Юань Хуэйцинь. – Именно к этому амплуа относится роль «царя обезьян» – Сунь У-куна, героя романа «Путешествие на Запад», истории о котором составляют значительную часть постановок пекинской оперы.

К мужским амплуа относят не только множество вариаций «шэн», такие как образы студентов, юношей из богатых семей, молодых чиновников и почтенных старцев, но и большую группу «цзин», выступающих в ярком гриме. Как правило, это легендарные императоры, национальные герои, военачальники или мифические персонажи.

Отдельного упоминания заслуживают комики – «чоу», которые бывают военные – «у-чоу» и граж­данские – «вэнь-чоу». Кстати, комиков и второстепенных мужских персонажей поклонники китайской национальной оперы называют «доу-фу куай лянь», что переводится как «лицо с куском соевого творога». Дело в том, что традиционный грим для таких героев – плотное пятно белой пудры, накрывающее нос и глаза – тот самый «кусок творога».

Комические персонажи, вопреки стереотипам, совсем не простые в исполнении и требуют от актеров много сил и энергии. Работа комика в пекинской опере, скорее, относится к сложной комбинации акробатики, пантомимы и боевых искусств. Насколько важным бывает мастерство таких актеров, зрители могли увидеть в отрывке оперы «Тройная развилка». По сценарию поединок двух героев на мечах происходил ночью на постоялом дворе. И хотя в зале горел свет, с первых минут виртуозная игра актеров заставляла верить, что бой идет в полной темноте.

Всего в лекции и постановках участвовали шестеро актеров – профессионалов высокого уровня, солистов Китайской национальной академии пекинской оперы.

Одним из ярких представленных ими образов был персонаж «цзин» – император из постановки «Кража императорского коня». В его ярком гриме преобладал крас­ный – цвет верности, честности и синий – храбрости и решительности, а также присутствовал черный цвет – символ прямоты и смелости. Характер героев-«цзин» в пекинской опере нужно уметь «читать» по цветам. Зеленый, как и синий, означает храбрость, желтый и матово-белый – жестокость и хитрость. «Золотой» и «сереб­ряный» грим используется для передачи образов волшебных существ, мифических персонажей.

Другая «головоломка» пекинской оперы – костюмы и реквизит. Например, прут с кистями показывает, что герой скачет верхом, и круг по сцене означает путешествие по всему миру, или «через тысячу гор и десять тысяч рек». Флаг за спиной полководца говорит о том, что за ним – одно десятитысячное войско, два флага – два войска и так далее. Значение имеет даже количество пальцев на лапах вышитого на халате дракона: на императорском костюме их пять, а у чиновников – четыре.

Грим, костюмы, музыка, жесты – символом становится каждая деталь. Знаменитая актриса Юань Хуэйцинь и ее коллеги лишь приоткрыли завесу тайны над этим древним искусством, дальше зрителям предстоит самим «читать знаки» и разгадывать загадки пекинской оперы.

Популярное

Все
Люди, прошедшие войну, не жалуются и не унывают
Тест на прочность: держаться вместе!
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Первый экофестиваль «Талдыкорган – столица страны петроглифов» провели в области Жетысу
Свою 97-ю весну встречает кызылординка с поразительной судьбой
Ради водворения правды
Казахский должен стать языком межнационального общения
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Черепахи умеют улыбаться
Этностиль остается на пике популярности
Как ловчие птицы стали для Ивана Лаврова проводниками в казахскую культуру и язык
Знакомые Елены Константиновой называют ее наглядным пропагандистом казахской культуры
Всестороннему развитию казахского языка нужно уделять повышенное внимание
В центре знают о нуждах регионов
Наша сила в единстве
К благотворительной акции подключились все регионы
Казахстан помогает Афганистану развивать «электронное правительство»
В Костанае осудили «турагента» за присвоение денег клиентов
Превратили остановку в арт-объект
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Жанакорганцы принимают активное участие в неделе «Жасыл Айм…
Жасыл аймақ: в акции приняли участие представители кызылорд…
Здоровье трудящихся и безопасное производство
Созидательная сила нации

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]