фото с сайта today.kz
Сегодня в Астане зарегистрировано около 350 тыс. автомобилей, а с учетом транзита каждый день по улицам главного города страны передвигаются до 500 тыс. авто. Пробки в часы пик стали привычным делом, и для борьбы с ними акимат предлагал самые разные меры – как системные программы, так и разовые инициативы.
Панацею видели и в расширении дорожного полотна, и в замене в час пик светофорного регулирования на ручное. Предлагалось даже рабочий день начинать в 8 утра. Теперь решить проблемы трафика в столице призвана новая стратегия развития. Три ее кита – создание инфраструктурных хабов, позволяющих пользователям безболезненно менять один вид транспорта на другой по системе: личный автомобиль, автобус, пригородный поезд. При этом приоритет отдается общественному транспорту, усиливаются ограничительные меры по отношению к частному.
– Простых решений тут нет и не будет, – честно признается аким Астаны Асет Исекешев. – Нам нужно искать выход с учетом возможностей бюджета и городской инфраструктуры. Во всем мире общественный транспорт – главный тренд. И нам нужно создать такую систему пассажирских перевозок, чтобы жителям города удобнее было пользоваться не личным авто, а общественным.
Для этого планируется закупить еще 380 новых автобусов, сократить интервал их движения с 25 до 7 минут и добиться строгого соблюдения этого расписания. На основе государственно-частного партнерства предлагается продолжить установку теплых остановочных павильонов, в которых теперь должен быть не только вай-фай, но и пункт полиции, магазин, биотуалет. Есть намерения внедрить систему школьных автобусов, а это снимет загруженность дорожной сети на 13%, закончить внедрение электронной системы оплаты проезда, которая, с одной стороны, позволит вести эффективный учет пассажиропотока с учетом различных категорий, с другой – обеспечит прозрачность финансового оборота при оплате проезда.
Планов, в общем, – громадье. Теперь – об инструментах достижения поставленных целей. Чтобы автобусы ходили по графику, на дорожном полотне нужно выделить баслейн. А это возможно лишь при внедрении одностороннего движения.
– На баслейн мы пустим и специально аккредитованные такси. Конечно, все это вызовет недовольство и неудобство автомобилистов, но еще раз повторю, всем угодить мы не можем, нужно решать наиболее острые проблемы, – четко обозначает свою позицию Асет Исекешев.
Детали уточняет председатель правления ТОО «Астана LRT» Талгат Ардан.
– На данный момент баслейн внедрена на 11 участках, и это позволило добиться увеличения скорости движения транспорта на 18%, – говорит он. – В текущем году будет внедрено еще 24 участка. Это в результате позволит увеличить скорость движения автобусов в 2 раза. Одностороннее движении внедрено пока на 6 улицах. Несмотря на сетования водителей, данная мера повысила скорость трафика на 12%.
Еще одна непопулярная мера для владельцев авто – введение в будущем платного въезда в город в часы пик. И хотя власти утверждают, что сопутствовать этому будет снижение стоимости проезда на общественном транспорте, вопросов пока здесь больше, чем ответов.
Сегодня жителям пригородных поселков предлагается при въезде в город пересаживаться с личного авто на автобус, а машину оставлять на одной из шести стоянок, которые будут оборудованы в будущем. Кого не устраивает – придется платить за въезд в главный город страны, но только в часы пик. Чтобы не было дискриминации, плата будет взиматься со всех машин, вне зависимости от того, где они зарегистрированы – в столице, или Акмолинской, к примеру, области. Ситуацию укрепит и новое расписание курирования пригородных поездов, часть из них направят до нового вокзала, который будет связан с разными районами города или ЛРТ, или автобусными маршрутами.
Мера еще не начала действовать, а уже взывает нескрываемое раздражение у владельцев авто. Сегодня ясно, что бороться городским властям придется не столько с пробками, сколько с ментальностью автовладельца. Машина – не роскошь, и даже уже не средство передвижения, а огромная часть комфорта, к которой прочно привык сегодня, по статистике, каждый третий астанинец. И побудить владельца авто идти к автобусной остановке, пусть даже она теплая, трудно.