Обновленная концепция Министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы, представляя обновленную концепцию, отметил, что в 2017 году согласно индексу конкурентоспособности путешествий и туризма Всемирного экономического форума Казахстан занимает 81-е место среди 136 стран. В прошлом году количество внутренних туристов составило 9,6 млн человек, иностранных – 6,5 млн, в основном из РФ, Кыргызстана и Узбекистана.
То есть в качестве туристов рассматриваются также трудовые мигранты, следующие транзитом в Россию. Из страны же (если верить статистике) выехало почти 10 млн казахстанцев. И опять выясняется, что это в основном те, кто жил проездом в республике. Поэтому сейчас меняется сама методология учета туристов.
Перспективными для Казахстана направлениями развития туризма являются культурно-познавательный, этнографический, событийный, детско-юношеский, медицинский, кемпинговый, автотуризм, охотничье-трофейный и спортивный. Разрабатывается новая туристская программа под названием «Сакральный пояс Казахстана». Планируется проведение научно-исследовательских и полевых экспедиций по шести направлениям, включая особо охраняемые природные территории Национальных парков, заказников, труднодоступные места.
– В целях дальнейшего развития туризма необходимо заняться устранением административных барьеров. Нами подписаны ADS-меморандумы с Китаем и Ираном. Считаем целесообразным продолжить подписание подобных документов в первую очередь с приоритетными для Казахстана рыночными партнерами. Также необходимо продолжить работу по внедрению безвизового режима, электронных виз и гейтов, – подчеркнул министр культуры и спорта.
В рамках развития имиджевой стратегии будут пересмотрены подходы к продвижению казахстанского турпродукта за рубежом посредством разработки единого национального бренда. Кроме того, создана организация по управлению и маркетингу дестинаций.
Наша гордость – Алаколь и Алматы Важность туризма и огромный прогресс Казахстана за последние 10 лет отметил в своем выступлении генеральный секретарь Всемирной туристской организации Талеб Рифаи.
– У вас огромный потенциал, и нужно его максимально использовать, – отметил он, предложив продолжить совершенствование визовой политики, либерализацию законодательства и принятие мер по продвижению странового бренда. – Мы поддерживаем концепцию электронной визы, это безопасно и удобно. Нужно сделать так, чтобы приезд в Казахстан не сопрягался с трудностями. Важно инвестировать в маркетинг и, конечно, обучать персонал. Мы полны решимости поддерживать Казахстан, чтобы он стал лучшим туристическим направлением в мире.
Уникальных мест в Казахстане действительно немало. Но не везде есть необходимая инфраструктура. Впрочем, ситуация постепенно меняется. Так, по словам акима Восточно-Казахстанской области Даниала Ахметова, на развитие кластера вокруг Алаколя в нынешнем году выделено около 2 млрд тенге, из них 1 400 млн – на реконструкцию дорог, в том числе от станции Достык до поселка Кабанбай.
Однако Премьер-министр напомнил о сказанных им в мае словах о неготовности пансионатов Алаколя к приему гостей.
– 550 миллионов тенге выделено на создание инфраструктуры и благоустройство. Из 147 объектов 82 готовы, на 38 ведутся работы, 24, к сожалению, простаивают. Те, кто не готов, не получат разрешение на ведение предпринимательской деятельности, – доложил глава региона.
– Потенциал Алаколя большой, в сезон озеро и его окрестности способны принять до 2 миллионов туристов. Мы окажем поддержку по инфраструктурной части, если понадобится, но предприниматели должны оказывать услуги на высшем уровне, – потребовал Бакытжан Сагинтаев.
Благодаря празднованию 1000-летия и проведению Всемирной зимней Универсиады повысилась узнаваемость Алматы. Утвержден слоган: «Алматы – город тысячи красок». Функционируют 166 гостиниц, более 2 тыс. ресторанов, 19 театров, 20 музеев, 14 художественных галерей и выставок, 569 туристских организаций.
– В городе развиваются медицинский, спортивный, событийный, культурно-познавательный, экологический, деловой, гастрономический и шопинг-туризм. Каждый третий казахстанец, получивший лечение в республике, поправлял здоровье в Алматы. До 10 тысяч человек ежедневно в сезон посещают Медеу и Шымбулак, – рассказал аким Алматы Бауыржан Байбек.
Между тем только алматинцы ежегодно тратят на лечение за рубежом более 500 млн долларов. Город нуждается в дополнительных курортах. К слову, горнолыжный туризм приносит в 5 раз больше доходов, чем пляжный.
Включить развлекательно-туристскую зону «Байконур», которую планируется развивать по примеру американского мыса Канаверал, в план мероприятий по реализации концепции попросил аким Кызылординской области Крымбек Кушербаев.
– Присутствие на заседании генерального секретаря Всемирной туристской организации говорит о том, что мы серьезно подходим к развитию туристской отрасли. В стратегическом плане учитываем туризм в качестве одного из драйверов роста. Это амбициозная задача, вызов для Правительства. И мы должны работать все вместе, сообща, – сказал, резюмируя итоги обсуждения, Бакытжан Сагинтаев.
Правительство РК продолжит работу по либерализации визово-миграционной политики и развитию воздушных сообщений. На сегодня уже до 63 государств расширен перечень стран для безвизового въезда, действует 72-часовой безвизовый режим для граждан КНР и режим «открытого неба» в аэропорту Астаны.
Вместе с тем предстоит решить вопросы по ускоренной процедуре регистрации иностранцев в миграционной полиции, внедрению электронных виз, диверсификации воздушных сообщений.
По поручению Премьер-министра Министерство культуры и спорта должно разработать эффективную модель маркетинга отечественных турпродуктов, в том числе путем создания собственного бренда и продвижения туристского потенциала страны на международной арене. По итогам рассмотрения концепция развития туристской отрасли до 2023 года одобрена единогласно.
Улучшая придорожный сервис Всестороннему обсуждению членов Правительства подвергся вопрос развития транспортно-логистического потенциала республики. Министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек доложил, что за последние 5 лет построено и реконструировано 4,2 тыс. км автодорог.
Протяженность железнодорожных линий увеличена на 1 854 км, сданы в эксплуатацию участки Аркалык – Шубарколь и Жезказган – Бейнеу, что позволило обеспечить прямой выход с востока на запад Казахстана и далее в страны Персидского залива через железнодорожную линию Узень – Болашак. Введена в эксплуатацию ветка Боржакты – Ерсай, завершено строительство первой фазы участка Алматы – Шу и железнодорожных путей паромного комплекса в порту Курык.
На границе с Китаем полностью сформирована инфраструктура сухого порта в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Из 18 действующих в стране аэропортов в 15 проведена реконструкция, осуществлено строительство взлетно-посадочных полос и 11 пассажирских терминалов.
– В целом за 2016 год по территории республики транзитом перевезено 245 тысяч контейнеров, что в сравнении с 2015-м больше на 14%. Объем транзитных контейнерных перевозок за 5 месяцев 2017-го составил 119 тысяч ДФЭ, что в полтора раза больше в сравнении с аналогичным периодом 2016-го. До конца года планируем достичь показателя в 320 тысяч ДФЭ. А до 2020-го общий объем составит 2 миллиона контейнеров, – заверил Женис Касымбек.
Президент АО «НК «КТЖ» Канат Алпысбаев также подтвердил, что, несмотря на жесткую конкуренцию, доля Казахстана на этом рынке постоянно увеличивается. Если в 2011 году Казахстан имел 12% доли на сухопутном маршруте Китай – Европа – Китай, то за 2016-й она увеличилась до 68%, а к 2020-му, по прогнозам, вырастет до 80%.
Первый заместитель Премьер-министра Аскар Мамин, поддержав коллег, отметил, что если мы будем ежегодно увеличивать объемы в 2–2,5 раза и к 2020 году доведем до 80% наземный контейнерный поток через Казахстан, это будет очень хорошая работа.
– Тот факт, что после проведения серьезных маркетинговых исследований морской оператор номер один в мире компания COSCO Shipping вошла в капитал Сухого порта СЭЗ «Хоргос» на 49%, говорит о динамике увеличения перехода части объемов из морского маршрута в наземный, – подчеркнул Аскар Мамин.
По нашей территории проходит шесть международных транспортных коридоров, на которых сконцентрировано порядка 45% объектов сервиса. До конца года будет завершена их идентификация и селекция на соответствие международным стандартам. А это свыше 2 тыс. объектов, где трудятся 25 тыс. работников.
К сожалению, 74% объектов не соответствуют даже национальному стандарту! Свыше 1 600 необходимо доукомплектовать.
Глава Правительства также констатировал, что придорожные структуры зачастую строят, кто как может, без единого проекта. Женис Касымбек пояснил, что по типовым проектам будут строиться новые объекты. В нынешнем году их планируется около 30.
В завершение Бакытжан Сагинтаев поручил министерству провести работу по увеличению транзитных перевозок через Казахстан, внедрению информационного сопровождения движения грузов и приведению объектов дорожного сервиса на основных транзитных коридорах в соответствие с национальными стандартами. В то же время национальному железнодорожному перевозчику необходимо направить усилия на увеличение объемов контейнерных перевозок и обеспечить своевременное создание сети транспортно-логистических центров как внутри страны, так и за рубежом.