В сетях «сетевиков»

5214
Беседовала Юлия Миленькая

В Казахстане более 35 тысяч предпринимателей заняты в сетевом маркетинге. Некоторые из них действуют по принципу финансовых пирамид, нанося ущерб репутации всей отрасли. Об этом мы поговорили с маркетологом-стратегом, основателем медиаагентства, преподавателем Асель Алдабергеновой.

коллаж Павла Цедилина

– Асель, что представляет собой сетевой маркетинг?

– Можно назвать это тактикой, используемой некоторыми организациями прямых продаж для предложения товаров и услуг, или бизнес-стратегией, основанной на прямых продажах товаров или услуг независимыми представителями, которые продают напрямую клиентам, часто работая удаленно. Данная система еще имеет название MLM – multilevel marketing (многоуровневый маркетинг).

– Кто сегодня в нашей стране в основном задействован в этом сегменте?

– На сегодня сетевой маркетинг в нашей стране привлекает разные категории людей. Из них можно выделить предпринимателей и бизнесменов: участие в сетевом маркетинге позволяет построить собственную команду, расширить сеть клиентов и получать дополнительный доход. Еще – студентов и молодых людей, только начинающих свою карьеру, стремящихся найти возможность дополнительного заработка, приобрести навыки в области продаж и маркетинга, получить хороший опыт работы в команде. Также этот вид деятельности очень подходит тем, кто хочет сочетать работу с заботой о семье. Например, молодым мамам и домохозяйкам. Благодаря гибкому графику, который предоставляют такого рода компании, можно работать в удобное для себя время, получая дополнительный доход. Важно отметить, что сетевой маркетинг доступен для всех людей, независимо от их возраста, образования, профессии и опыта.

– А как отличить сетевой маркетинг от мошеннического бизнеса?

– Действительно, есть стереотип о сетевом маркетинге. Многие думают, что это финансовая пирамида, и это вызывает путаницу. Но, несмотря на некоторые схожие черты, эти две модели имеют фундаментальные различия, которые важно понимать.

Прежде всего, сетевой маркетинг – законный и эффективный инструмент, он являет собой стратегию продаж, которая строится на реальных товарах или услугах, через сеть независимых дистрибьюторов развития команды. Каждый дистрибьютор имеет возможность строить свою собственную сеть и получать комиссионные не только от своих продаж, но и от продаж внутри своей сети.

Финансовая же пирамида – незаконная схема, в которой деньги новых участников используются для выплаты ранее вступившим в нее без реальной основы в виде товаров или услуг. Важно различать эти два понятия, чтобы принимать осознанные решения и избегать незаконных практик.

– И все-таки почему к сетевому маркетингу у многих людей сложилось негативное отношение?

– Это вызвано рядом причин, в том числе из-за неправильного позиционирования компаний MLM на рынке, где дистрибьюторы ставят фокус на привлечение новых участников, а не на реальные продажи товаров и услуг. При этом создается впечатление, что основная цель компании – построение пирамиды, а не предоставление ценности клиентам. Важно отметить, что сейчас на рынке множество компаний, которые законно и этично осуществляют свою деятельность в рамках сетевого маркетинга. Населению необходимо более подробно изучать предложения и выбирать компании с реальными продуктами или услугами.

– Какие преимущества дает сетевой маркетинг вовлеченным в его процессы людям?

– Во-первых, участие в сетевом маркетинге дает возможность начать свой собственный бизнес с минимальными инвестициями. Они становятся независимыми предпринимателями, продавая продукты или услуги компании и создавая свою собственную команду. Во-вторых, обучение и развитие. Компании предлагают обучение в области маркетинга, продаж, коммуникации и лидерства. Участники получают поддержку от своей команды, а также доступ к образовательным ресурсам и тренингам.

В-третьих, дополнительный источник дохода. Они могут зарабатывать комиссионные от продаж своих продуктов или услуг, а также от продаж в их команде. Наиболее активные участники могут получать значительные доходы, превращая сетевой маркетинг в основной источник дохода. В-четвертых, сообщество и нетворкинг. В сетевом маркетинге люди работают в команде и взаимодействуют с другими участниками. Это создает возможности для знакомства с новыми людьми и расширения круга общения, создания долговременных дружеских и деловых отношений. Сетевой маркетинг часто предлагает поддержку и мотивацию от команды, что может быть важным фактором успеха и развития.

– Многим из нас извес­тен ряд зарубежных сетевых компаний. На Ваш взгляд, может ли на казахстанском рынке появиться пример успешной компании с такой бизнес-стратегией?

– На данный момент сложились благоприятные условия для развития сетевого маркетинга в Казахстане. Могу отметить несколько факторов: высокие темпы роста экономики, специфика менталитета местного населения и достаточный уровень правового регулирования в сфере сетевых продаж. Как свидетельствуют данные Всемирной ассоциации прямых продаж, Казахстан относится к лидерам сетевого маркетинга в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В таких схемах продвижения продукции задействовано около 1,5 млн человек, из них более 35 тыс. – зарегистрированные предприниматели.

Общий объем реализации по каналам сетевого маркетинга в Казахстане еще совсем недавно составил 425 миллионов долларов, и начиная с 2019 года наблю­дается постепенный рост прямых продаж. Стратегию сетевого маркетинга для реализации своей продукции приняли за основу ведущие мировые производители товаров для здоровья и БАДов, парфюмерии и бытовой химии, а также товаров для дома и аксессуаров.

С учетом этих данных 2023 год станет вызовом для десятков, если не сотен, отечественных компаний, которые производят качественную продукцию. В нашей стране достаточное количество производств и компаний с большим потенциалом и хорошей продуктовой линейкой в разных отраслях. Для усиления бизнеса, повышения его конкурентоспособности, узнаваемос­ти на рынке Казахстана и выхода на международные рынки рекомендуется использовать стратегию сетевого маркетинга, как эффективный способ для масштабирования.

– Какие перспективы у сетевого маркетинга в мире и в Казахстане?

– Цифры говорят, что мировой рынок сетевого маркетинга растет почти на два процента ежегодно, а число занятых в нем превышает 100 миллионов человек. В США сегодня живет приблизительно 500 тысяч миллионеров, и 20% из них заработали свое состояние именно при помощи сетевого маркетинга.

Активный рост отмечается и в Казахстане, причем наиболее стремительно он происходит на рынке косметики. Тенденция берет начало с 2010 года, когда в стране была создана Ассоциация прямых продаж Казахстана.

По всему миру наблюдается смена парадигмы предпринимательской мотивации. Так, по данным анализа, проведенного мной в рамках реализации стратегии продвижения для клиента, было выявлено, что пять лет назад верхние строчки в рейтинге критериев мотивации работы в сетевых структурах занимали «приобретение товаров по более низкой цене» и «получение дополнительного дохода». Сейчас приоритетами для распространителей стали «получение профессиональных навыков», «создание собственного дела» и «гибкий график работы». Люди сегодня даже готовы зарабатывать меньше, но при этом делать то, что нравится. А в списке мотивирующих факторов на первый план вышло желание «независимости». Вторым по популярности фактором стало приобретение бизнес-навыков.

События последних лет в мире показали: чтобы бизнес не оказался в заложниках геополитической ситуации, мировых колебаний и катаклизмов и чтобы он мог твердо стоять на ногах, компании должны стараться производить свой товар самостоятельно. Поэтому методом сетевого маркетинга распространяются качественные товары, ведь в противном случае производитель не сможет работать, имея плохую репутацию и, конечно, не удержится на рынке. В этом заключается большое преимущество сетевых компаний, которые избегают огром­ного количества расходов. У них отсутствует необходимость создавать и обслуживать сеть точек розничной торговли, проводить масштабные рекламные кампании и содержать огромный штат высокооплачиваемых менеджеров. Эту работу берут на себя люди, работающие в качестве независимых дист­рибьюторов.

В целом рынок Казахстана является очень перспективным и благоприятным для развития MLM-индустрии. Эта тенденция может стать отличной площадкой для развития и масштабирования наших локальных производителей, желающих также выйти на внешние рынки. Главным критерием успеха в этой индустрии является предоставление качественных товаров, которые уже производятся на фабриках и заводах нашей страны.

 

Популярное

Все
Бизнесмены останутся без лимитов на вылов рыбы?
«Жасыл ел» спешит на помощь
Врачи Шымкента экстренно приняли роды у иностранки
Хищения выявили в Центре занятости населения
Около 30 тыс. детей появились в нашей стране путем ЭКО
Художник Лейла Махат представила свою выставку Menmin
Путешествие по территории смыслов
Счастлив тот, кто счастлив дома
ТРУДности воспитания
Когда милосердие становится доброй традицией
Отличившихся школьников наградили от имени министра просвещения
Линейный ускоритель поможет пациентам
Коллективные силы ОДКБ планируют оснащение современным вооружением
В Талдыкоргане определили лучших юных конструкторов
Лето подружит, познакомит, удивит
«Тобол» и «Актобе» – фавориты в Кубке Казахстана
Бочча развивает силу и точность
Сборная Казахстана узнала соперников по чемпионату мира
Более 150 тыс. казахстанцев получили правовую помощь
У нас нет запасных детей
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
Сегодня Герою Советского Союза Сагадату Нурмагамбетову исполняется 100 лет со дня рождения
Астана и Париж «сверили часы»
Три сирийских силовика заочно приговорены во Франции к пожизненному заключению
Диас Аубакиров пробился в финал самого престижного в мире чемпионата по брейкингу
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
Казахстанцам не стоит опасаться последствий прорыва дамбы в Китае
Как минимум семь казахстанцев выступят в основной сетке Roland Garros
Для пострадавших от половодья жителей СКО власти приобрели 31 квартиру
Возобновлено движение на автодороге «Екатеринбург – Алматы»
За аферу с ЕНТ осуждены двое жителей Уральска
Президент Казахстана скорбит в связи с кончиной академика Шарманова
Qarmet купил завод по утилизации автохлама
Умер легендарный академик Торегельды Шарманов
Центр международных программ «Болашак» оказался в центре скандала
Мониторинг за паводковой ситуацией ведется в ВКО
Анна Нурмухамбетова получила «серебро» Олимпиады спустя 12 лет
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Штурмовики идут в бой с пехотой
Ветеранам – везде почет
Успех летчика куется на земле
Текущую ситуацию на рынке ГСМ обсудили в правительстве
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
Ребенок получил пулевое ранение в Алматинской области
Советника посла Казахстана в ОАЭ срочно отозвали
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского
Международный день музеев отмечается в Казахстане
Касым-Жомарт Токаев подписал указ о мерах по либерализации экономики
Военнослужащие ДШВ совершили затяжные прыжки
Христо Кючуков: «Языки надо учить по любви»
Юбилейный саммит ЕАЭС пройдет в Москве

Читайте также

Акция «Народный юрист» прошла в Шымкенте
Более 150 тыс. казахстанцев получили правовую помощь
В Талдыкоргане определили лучших юных конструкторов
Когда милосердие становится доброй традицией

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]