«Человеческое лицо» в реформе школы

4748
Беседовал Асет Сыздыков

Ольга Накаткова почти сорок лет трудится учителем русского языка и литературы в школах Астаны. Педагог видит значительные изменения системы образования, а также делится советом, на чем делать акценты.

фото автора

Ольга Ивановна, расскажите о себе: сколько лет Вы в профессии?

– Мой педагогический стаж – 39 лет. Я окончила филологический факультет Целино­градского государственного педагогического института имени Сакена Сейфуллина (ныне ЕНУ имени Льва Гумилева). После вуза пришла в среднюю школу № 15, где проработала учителем русского языка и литературы 26 лет, занимала должности вожатой, социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе. На базе своей школы накопила достаточный учебно-методический материал, в результате чего защитила кандидатскую диссертацию по теме «Педагогические условия эффективности использования инновационных технологий в формировании воспитательной системы лицея».

Понимала, что нужно выходить за рамки одной школы. Свою деятельность продолжила заведующей кабинетом воспитательной работы и дополнительного образования в Институте повышения квалификации, сегодня это центр повышения квалификации «Өрлеу». Затем стала работать заместителем директора по воспитательной работе в Назарбаев Интеллектуальной школе, старшим научным сотрудником в Национальной академии образования имени Ыбрая Алтынсарина.

Люблю учиться, поэтому не остановилась на достигнутом и окончила магистратуру по специальности «менеджмент», диссертацию защитила на отлично. Получив необходимый опыт, вернулась в школу, возглавила работу с одаренными детьми в гимназии № 47. Наши ученики добиваются больших результатов в проектах, олимпиадах, всегда занимают призовые места.

– В 2019 году был принят специальный Закон «О статусе педагога». Что изменилось с тех пор?

– Принятие такого закона – это большой шаг государства навстречу учителям. Да, раньше не было такого документа, а вся наша работа основывалась на законе об образовании и нормативных правовых документах профильного министерства, государственном стандарте и типовых учебных планах. Априори было понятно, что учитель – это уважаемая личность.

Но времена меняются. К сожалению, для сегодняшней школы характерно, что родители по-разному оценивают профессиональный уровень учителей, их действия, моральные качества. С другой стороны, учитель еже­дневно находится под прессом большой ответственности: его оценивают и дети, и родители, и администрация. Межличностное понимание усложнилось. Педагог не всегда находит тонкий подход к чувствительным и уязвимым подросткам. Ценностные ориентиры, а это культура качественного выстраивания отношений учителя с учениками и родителями, отходят на второй план.

Здесь во главу угла должна быть поставлена служебная этика. Она регламентирует как профессиональные отношения с учениками, так и родителей ставит в определенные рамки корректного поведения. Поэтому нужен был закон, который имеет две стороны: защищает учителя как от внешней агрессии, так и от своих неверных действий.

– Глава государства на Республиканском съез­де педагогов большое значение придал повышению профессиональной квалификации учителей. Как Вы оцениваете профессионализм педагогов в вашей школе?

– Раньше педагоги проходили повышение квалификации раз в пять лет, сегодня – раз в три года. Такая перезагрузка актуальна в связи с постоянным обновлением технологий, особенно цифровых, поиском современных подходов к воспитанию. Новшества образования никого не ждут. Зачастую курсы повышения квалификации воспринимаются как обязанность и только в целях прохождения аттестации, поэтому есть мнения, что лучше бы было все оставить по-прежнему. Но при старых сроках есть риск отставания как в предметной области, так и в методическом сопровождении образовательного процесса в целом. Курсовой материал действительно может помочь обрести еще больше компетентности.

На курсах учитель первым блоком слушает нормативно-правовую базу в области образования. Не зря говорят: информирован – значит вооружен. А в школе у учителя просто нет времени серь­езно проработать все новшества в своей профессиональной области. Например, элементарно знать свои права и обязанности, чтобы не сделать ошибки.

Прохождение курсов раз в три года – верное решение, где важным является фактор времени. Это подстегивает педагога постоянно учиться, участвовать в различных семинарах, конференциях, стажировках.

В нашей 47-й школе работают 45 учителей (14 совместителей). Все – профессионалы с большим трудовым стажем, которые постоянно учатся. Только в прошлом учебном году 19 педагогов прошли курсы повышения квалификации. Это качественно влияет на прохождение аттестации. У нас два мастера, 16 исследователей, три эксперта и пять модераторов. Есть восемь магистров, и я – кандидат наук.

– Ежегодно меняется наша школьная прог­рамма, уходят одни предметы, приходят новые. Охватывает ли она наиболее актуальные сегодня сферы знаний и навыков, которые так необходимы детям?

– Школьное образование отталкивается от государственного стандарта и типовых учебных программ. Все это должно работать комплексно. Ежегодно в школьной программе что-то меняется, добавляются вариативные курсы, например, прог­раммный курс «Абайтану», иностранные языки – в зависимости от профиля школы. В прошлом учебном году ввели новый предмет «Глобальные компетенции», который я считаю очень важным. Раньше были факультативные уроки по психологии, саморазвитию, семейному воспитанию, которые позже объединились в одном предмете «Самопознание». Когда его упразднили, нужно было заполнить нишу по духовно-нравственному воспитанию детей. Частично эти компоненты развития «сидели» в уроках музыки, литературы, художественного труда. Когда появились «Глобальные компетенции», мы уже целенаправленно обучаем детей этике и этикету, экологической культуре, патриотизму. Кроме того, в этом курсе школьники изучают основы финансовой грамотности, как контролировать доходы и расходы, что такое семейный бюджет и другие темы. То есть приобретают навыки, которые необходимы им в повседневной жизни.

Сегодня без спорта и труда не прожить. Радует, что уроки физкультуры проводятся три часа в неделю, что влияет на качество организации физической нагрузки. Хотелось бы, чтобы больше времени в школах уделяли трудовым занятиям. Любой ребенок должен уметь держать лопату в руках, что-то самостоятельно мастерить. Труд не только облагораживает человека, это еще и важное условие для модного среди молодежи тренда – достижения успеха.

В школах хорошее развитие получили дебаты, школьный парламент, активно продвигается кружковая деятельность. Любой ребенок может прийти и выбрать занятие по душе и интересам.

Ольга Ивановна, 47-я школа известна в столице как украинская. Расскажите, пожалуйс­та, о ней.

– Наша школа работает с 1995 года. В первые годы все уроки велись здесь на украинском языке. Сегодня школа следует госстандарту, поэтому украинский изучается с 1-го по 11-й классы как факультатив, а также в школе преподают польский язык.

Здание школы совсем небольшое, у нас учатся всего 296 детей. Но к нам тянутся, потому что мы зарекомендовали себя как сильная школа с сильным педагогическим коллективом. 90% наших учеников заняты в научных проектах и конкурсах. Они выигрывают и занимают призовые места в городских, рес­публиканских и международных олимпиадах и конкурсах. В прошлом году, например, у наших школьников было 160 призовых мест. За качественную подготовку 24 научных проектов команда гимназистов была признана одной из лучших проектных команд по городу Астане.

Также мы проводим мотивационные встречи для детей, приглашая интересных личностей. Например, школу посещали с образовательными и научными лекциями кандидат медицинских наук, профессор Медицинского университета Астана Курейш Хамчиев, поэт, писатель, журналист Лидия Тришечкина, авторская группа DALI, старший преподаватель кафедры археологии и этнологии ЕНУ имени Гумилева Татьяна Кошман, состоялась встреча с Маратом Абдуовым – известным анестезиологом-реа­ниматологом.

– А есть ли школьные реформы, которые, на Ваш взгляд, стоит доработать?

– В настоящее время в школах реализуется механизм ротации директоров школ. В учебные заведения стали приходить молодые руководители, которым нет и тридцати лет. К сожалению, у многих из них нет жизненного и педагогического опыта, отсутствует достаточный методический багаж по сопровождению учебного процесса.

Раньше директор школы был величиной среди педагогов и учеников, к которому прислушивались. Чтобы стать им, нужно было пройти все ступени педагогической карьеры – от рядового учителя до завуча. Я не против молодых креативных директоров, которые приходят в школы, но это должны быть единицы действительно отобранных и талантливых лидеров, которые не только прошли обучение и стажировку, но их профразвитие находится под пристальным вниманием со стороны опытных руководящих кадров. Причем на местах нужно выстроить лестницу повышения квалификаций для молодых менеджеров – от ступени к ступени. Если вы отобрали сорок начинающих директоров, найдите им площадку для стажировки, пусть они на практике ощутят, что значит руководить такой сложной организацией, как школа. Например, есть программа двухнедельной стажировки для начинающих школьных руководителей «Тень директора». Участники под руководством действующих директоров учатся формировать свой управленчес­кий стиль, «примеряя» на себя его формат управления школой.

Мое глубокое убеждение: учитель – основной двигатель школьной организации, ее капитал. А на первом плане у директора должно быть именно уважительное отношение к сотрудникам, учет мнения каждого, понимание, защита учителя от необоснованной критики. Безусловно, реализация инновационной политики школы нацелена на то, чтобы шагать в ногу со временем.

В стране сейчас реализуется проект «Комфортная школа», в рамках которого строятся новые учебные заведения. Это не просто современные здания, красивые кабинеты. Они должны стать мес­том психологического комфорта для детей и педагогов. Здесь нет места буллингу, разборкам и преступ­лениям, а дети чувствуют себя в безопасности, созданы равные для всех условия для учебы и развития. Главная задача школы – взрастить такого ребенка, который получит качественное образование и достойно пойдет в высшие учебные заведения.

Популярное

Все
Семейный психолог, руководитель психологического центра и НПО «Мое возрождение» Альвина ЮСУПОВА говорит о том, как сохранить семью
Признать БВУ соучастниками мошеннических схем предлагают юристы
Остановка по требованию аудита
Свыше 151 млн тенге выплачено фермерам Приуралья за погибших во время паводка сельхозживотных
Объединяя усилия: ГЧП призвано органично дополнять реформы в сфере привлечения инвестиций
Семнадцать видов вторсырья принимали на экоакции, посвященной Всемирному дню окружающей среды
Бег делает мир чище и добрее
Впустите радость в свою жизнь!
Посевную кампанию завершают фермеры Северного Казахстана
Чистоте в городах мешает мусор в головах
Быть сильными, ловкими, смелыми
Привели в порядок окраину
Учат быть солдатом
Еще одна напасть – саранча
Консолидация и развитие
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Дело Бишимбаева: Брат Салтанат Нукеновой рассказал о подготовке к апелляционному суду
Делегация Penn State прибыла в Казахстан для переговоров с Satbayev University
Знание государственного языка сыграло для Марины Сахаровой судьбоносную роль
Для бабушки она всегда құлыншақ и ботақан
Студенты Satbayev University стали победителями республиканского конкурса
Аида Балаева рассказала о создании Казахстанского культурного центра в Пекине
Касым-Жомарт Токаев подарил реанимобиль НКЦЭМ
В Актюбинской области отремонтируют 866 км автодорог
Дистанционная работа: быть или не быть?
Яркий мотопробег и выступления парашютистов создали праздничную атмосферу в Алматинской области
Карина Мамаш заявила об угрозах от родственников мужа–дипломата
Массовые нарушения выявлены в системе образования
95-й сезон Алматинского ипподрома обещает стать самым зрелищным
Кого винить, если у поварихи маникюр, а школьная посуда – в трещинах?
Без вести пропавшая студентка колледжа нашлась в Акмолинской области
Президент ознакомился с ходом строительства нового корпуса ННОЦ
Председатель Мажилиса назвал обоснованной критику в адрес правительства
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Международный день музеев отмечается в Казахстане
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Триумф и трагедия казахских баев
Костанайские археологи бьют тревогу
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
В целях ускорения реформ и улучшения бизнес-климата
У Ватикана есть процедура для проверки сообщений о сверхъестественном
3,4 тыс. нарушителей границы задержаны за месяц в Казахстане
Олжасу Сулейменову – 88 лет!
Эдуард Ким выиграл этап Кубка мира по артистичному плаванию
Учащиеся лицея № 5 имени Панфилова стали членами Международного Панфиловского движения
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
Бизнесмены останутся без лимитов на вылов рыбы?
30 килограммов конфет раздали в Астане ко Дню защиты детей
Сезон атлантических ураганов в 2024 г. может стать самым активным в истории наблюдений
Казахстанские десантники удостоены нагрудного знака «Доблесть и мастерство» в Белоруссии
Сегодня Герою Советского Союза Сагадату Нурмагамбетову исполняется 100 лет со дня рождения

Читайте также

Универсиада по геологии впервые проводится в Казахстане
На 60 тысяч мест увеличили госзаказ для обучения в колледжа…
Впервые Elsevier будет издавать казахстанский научный журнал
Сотрудник АРРФР поступил в Гарвардский университет

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]