Этот спектакль не любят железнодорожники

2378
Дина Есетова

В репертуар Государственного академического русского театра драмы им. Максима Горького после длительного перерыва вернулся популярный спектакль «Анна Каренина».

фото Игоря Бургандинова

Ставшая классической история о великосветской даме, бросившейся под поезд, на сцене столичного театра прозвучала тонко и пронзительно, и очень по-своему.

Постановка литовского режиссера Агнюса Янкявичюса, обозначенная как «драматический монтаж несостоявшейся любви и состоявшейся ненависти» по мотивам знаменитого романа Льва Толстого «Анна Каренина», собрала аншлаг еще в 2017 году. К сожалению, по определенным причинам артисты долго не возвращались к данному спектаклю, однако спустя время горьковцы все-таки решились на повторный показ. Самые смелые ожидания оправдались – билеты на спектакль были раскуплены в считанные дни.

В этой сценической версии романа внимание зрительской аудитории обращено к самой известной сюжетной линии: Каренин – Анна – Вронский. Режиссер при подготовке спектакля отмечал, что философскую глубину и многоплановость произведения бывает довольно непросто представить в виде театральной постановки. Агнюс Янкявичюс говорил, что видит в романе критику нравов и рассказ о глубоком упадке аристократии. Трактовка противоречивых отношений главных героев, которые не могут найти выход из любовного треугольника, продумана до мельчайших деталей. В своих монологах они рассуждают о любви, устройстве семьи, измене и правде, которая вдруг становится невыносимым бременем и тяжким грузом.

В течение двух с половиной часов зрители наблюдают, как в выяснении отношений любящие люди застревают в паутине искаженных духовных ценностей, религиозных догм, сплетен и формального этикета. Беспомощность зарождает в человеке страх и звериную ненависть по отношению к обществу.

Задник сцены – нарисованная табличка «Анна Каренина» и большая замочная скважина – сразу дает понять, что мы подглядываем за тем, что происходит за запертой дверью. На экране сменяют друг друга черно-белые изображения иконы Христа, Анны, ее детей, а также мчащегося паровоза и железной дороги, ассоциирующихся с печальным финалом. Они вызывают повышенное состояние тревожности и придают действию дополнительную эмоциональность.

По задумке режиссера герои спектакля обращаются не столько друг к другу, сколько к зрителям, следящим за всеми перипетиями драмы.

Игра актеров выразительная и запоминающаяся. В роли четы Карениных – кавалер ордена «Құрмет» Светлана Фортуна и актер Национального русского театра драмы им. М. Ю. Лермонтова, заслуженный деятель РК Роман Чехонадский. К звездному дуэту присоединились не менее блистательные артисты: Нина Дроботова, Александр Корженко и Оксана Бойко, сыгравшие роли Лидии Ивановны, Стивы и Долли Облонских. В романтической роли Вронского – выпускник ГИТИСа Илья Соболев. Он уже принимал участие в разных теат­ральных постановках, снимался в кинофильмах и сериалах в России. Вместе с опытными коллегами выступили и их молодые коллеги Диас Кожантаев и Саги Саржан, изоб­разившие эксцентричных сплетников и «истинных» христиан.

Отметим, что если в привычном представлении Анна Каренина обычно роковая брюнетка, то здесь она – яркая и темпераментная блондинка, борющаяся за личное счастье. Вначале она появляется на сцене в красном платье, затем в белом костюме с фалдами, черном атласном наряде…

По словам актрисы и ассистента режиссера Светланы Фортуны, восстановление спектакля стало большим культурным событием для столичных театралов.

– Надеюсь, что спектакль теперь заиграл новыми красками, потому что за пять-шесть лет многое изменилось. У каждого актера из первоначального состава произошла личная трансформация образа. Мы как будто начали все с нового чистого листа. Многие монологи, диалоги снова зазвучали остро и болезненно, словно Толстой понимал, что будет с миром спустя сотни лет.

Сейчас я заново влюбляюсь в этот литературный материал, рассказывающий удивительно правдивую женскую историю. За спиной Анны Карениной общество шепчется о ее безнравственном поступке. На самом же деле она просто не выдерживает груза свалившегося несчастья, будучи недолюбленным человеком, прожившим детство в дефиците внимания. Откуда женщина может знать, как нужно заботиться о муже и детях, если в свое время родители не научили ее взаимодействию с семьей? Каренин и Вронский также по отношению к ней проявляют свою темную сторону. Если с накопившейся злобой и агрессией не работать, то это может привести к трагедии, вплоть до суицида, – пояснила Светлана Фортуна.

– Безусловно, хочется сохранить дух любимого зрителями спектак­ля и одновременно привнести собст­венную индивидуальность. На репетициях режиссер говорил о том, что нельзя зацикливаться на прошлом. Свой первый сезон в театре начинать с такого знакового литературного шедевра непросто и ответственно. Изначально мне показалось, что Вронский – типичный нарцисс. Затем стало понятно, что это всего лишь одна из красок. Многие считают, что он забрал Каренину из семьи и, по сути, сломал ей жизнь. Но, несмотря на тяжесть своего положения, он ни разу не дал повода сомневаться в себе. Более того, он действительно настаивал на том, чтобы их отношения были узаконены и достойно выносил любые истерики Анны… В процессе создания образа меня заинтересовали мнения о персонажах романа психологов и литературоведов. Конечно, с чем-то можно было бы не соглашаться, но, наверное, в споре рождается истина, – сказал Илья Соболев.

Показ восстановленного спектакля Агнюса Янкявичюса, который консультировал труппу в онлайн-режиме, еще раз доказывает, что театральное искусство объ­единяет разные народы и преодолевает любые границы.

Популярное

Все
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
Триумф и трагедия казахских баев
Центр международных программ «Болашак» оказался в центре скандала
Костанайские археологи бьют тревогу
Мониторинг за паводковой ситуацией ведется в ВКО
В Казахстане простились с академиком Торегельды Шармановым
В Таразе взялись за освещение улиц
Адвокату Бишимбаева угрожали неизвестные в Астане
Определились победители Каннского кинофестиваля
У этнических казахов за рубежом растет спрос на миграционные карты «Ата жолы»
Казахстан завершил председательство в конференции МАГАТЭ по ядерной безопасности
Незаконные врезки в канализацию и сброс грунтовых вод стали причиной подтопления в Астане
МЧС ведет круглосуточный мониторинг уровня воды в реке Жайык
Заверять сделки у нотариуса вновь обязали при покупке авто
Швейцария победила Канаду и сыграет с Чехией в финале ЧМ по хоккею
Мобильный банкинг приближается к пиковым показателями в РК
62% потока интуристов в Казахстане приходится на граждан стран ШОС
Заблудившихся на горном перевале туристов спасли сотрудники МЧС
Педагоги Казахстана получили ведомственные награды
Машины участников кортежа водворены на штрафстоянку в Алматинской области
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Штурмовики идут в бой с пехотой
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Ветеранам – везде почет
Успех летчика куется на земле
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
Текущую ситуацию на рынке ГСМ обсудили в правительстве
Ребенок получил пулевое ранение в Алматинской области
Советника посла Казахстана в ОАЭ срочно отозвали
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского
Международный день музеев отмечается в Казахстане
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Касым-Жомарт Токаев подписал указ о мерах по либерализации экономики
Военнослужащие ДШВ совершили затяжные прыжки

Читайте также

Международный музыкальный фестиваль «Опералия» стартовал в …
Путешествие по территории смыслов
Художник Лейла Махат представила свою выставку Menmin
Выставки, посвященные Дню памяти жертв политических репресс…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]