Быть учителем непросто

1844
Асет Сыздыков

В столичных школах ученики примеряют на себя роль учителя

фото автора

В рамках пилотного проекта «Школа будущего педагога» в 12 средних учебных заведениях города проводится работа по ранней профориентации учащихся. Как сообщает столичное управление образования, к этой работе подключаются еще 38 школ столицы. Главные участники проекта – ученики, которым интересна профессия учителя.

Одной из первых площадок, где была опробована инициатива, стала столичная школа-гимназия № 26. Здесь учатся 1 550 детей. Как сообщила директор этого учебного заведения Ольга Тодераш, Школа будущего педагога в пилотном режиме стартовала в прошлом учебном году. В ее рамках созданы педагогические классы, где школьники ведут пробные уроки.

– Программу мы планируем на пять лет. Первый год был пробный, когда мы разработали концепцию, план и провели диагнос­тику способностей и интересов учащихся. Далее сформировали группы из разных классов, и пошло обучение. В педкласс включили детей с 5-го по 11-й классы, – рассказывает директор.

По ее словам, отобранных ребят разделили на три группы. Ученики 5–6-х классов работали с детьми из начальных классов, выступая в роли вожатых. Они завлекали малышей интересными играми, стишками, песенками. «Педагоги» из 7–8-х классов высту­пали перед пятиклассниками и шестиклассниками. Они совместно проводили творческие лаборатории по физике, биологии, географии.

– Учебный материал ребята объясняют креативно, – подчеркивает Ольга Тодераш. – Например, тема урока – работа легких. Ученики берут пластиковые бутылки и воздушные шарики, сжимают и показывают, как посту­пает воздух в наши легкие и что такое диафрагма. Это интересно, и сразу все понятно.

Третий этап – наставничество, которое охватывает учеников старших классов. Здесь они уже серьезно погружаются в педагогику, пишут планы уроков и полноценно ведут их. На всех этапах юным учителям дают свободу: выбирай любой предмет и класс! За каж­дым закреп­ляют нас­тоящего учителя-наставника, к которому они могут обратиться за советом и по­мощью.

– Мы не ставим строгих рамок – выбрал этот предмет и веди! – продолжает директор школы. – Дети должны попробовать себя в разных дисциплинах, чтобы понять, какая им ближе. Например, ты на этой неделе ведешь физику, а на следующей – биологию. Если тебе вдруг стала интересна физкультура, то пожалуйста! Так же можно выбирать классы: кому-то комфортно работать со средним звеном, а кому-то – с первоклашками. Так, к примеру, наша девочка вела уроки в восьмом классе, а потом решила попробовать в начальной школе. И через неделю говорит с благодарностью: «У меня душа лежит к малышам, они такие сладкие!»

В педклассах одни преимущест­ва: получение первых навыков в педагогике, общение с ребятами, экспериментальная площадка для воплощения своих идей и отличный мастер-класс по преодо­лению неуверенности в себе и страха публичного выступления.

– Эти компетенции важно закладывать в детстве. Когда ребенок с пятого класса начинает преподавать, он учится работать в команде и вести ребят. Некоторые дети зажаты и закрыты, а когда ребенок ведет урок, то учится свободно чувствовать себя в классе. Постепенно определенный комплекс уходит, и детей мы не узнаем: они могут свободно выйти перед аудиторией, выступить, станцевать, сыграть сценку. Кроме того, это пригодится им в будущем, они будут иметь в запасе набор разных техник, «кричалок», игр, – поясняет моя собеседница.

При этом Ольга Тодераш убеж­дена, что необходимо учитывать особенности психологии детей, не перегружать и всячески питать их интерес к занятиям учительством.

– Дети, в отличие от взрослых, еще не организованы. Нужна сис­темность, тогда у ребенка появятся навык и дисциплина. Поэтому говорим нашим ученикам: один раз в неделю ты должен провести урок. Это накладывает ответственность. Ребенок, конечно, может испытывать стресс, не успевать подготовиться, его могут не воспринимать всерьез. Поэтому один на один со своими проблемами он не остается: на уроке всегда присутствует учитель, который поможет и подхватит урок, – говорит директор школы.

По ее словам, учителя сами многому учатся у детей, так как те креативны, полны идей.

– Ребенок может прийти и сказать учителю английского: а давайте попробуем эту технологию, будет интересно. Или провести проверку домашнего задания в виде викторины или игры. Все предложения приветствуются! У нас ребята сами составляют тесты, презентации, используют интерактивную доску. И как показывает практика, такие уроки очень увлекают детей, – признает Ольга Тодераш.

К примеру, ученица 10-го класса Алина Кривец уже второй год пробует себя в роли учителя. Вела уроки по физике, биологии, русскому языку. Ей по душе работа в начальных классах.

– Я составляла презентации, объясняла темы. Мне нравится преподавать и общаться с детьми, замечаю, что легко нахожу с ними общий язык. А в будущем планирую преподавать детям хорео­графию, – рассуждает ученица.

На сегодня в педклассах сос­тоят около сорока учеников. И цифра эта постоянно меняется: кто-то приходит, а кто-то уходит.

– И это нормально, – говорит Ольга Евгеньевна. – Мы за большими цифрами не гонимся. Для нас важно качество, чтобы дети нашли свое призвание.

Проект уже дает результаты: в прошлом году 11 выпускников школы поступили на педагогические специальности.

– Некоторые ребята признались, что участие в педклассах подтолкнуло их к выбору профессии учителя. Когда они сами начали вести уроки, то все сомнения отпали. Отрадно, что среди них есть те, кто после вуза желает работать в нашей школе. Конечно, мы их ждем! – не скрывает радости Ольга Тодераш.

В следующем учебном году школа планирует открыть отдельный педагогический класс, у которого будет своя учебная программа, а у каждого школьника – личное портфолио.

– В нем он будет собирать свои разработанные уроки, авторские методики, – акцентирует наша собеседница. – И эта папка не останется незамеченной: мы предложили Министерству просвещения предусмотреть для детей, оканчивающих педагогические классы, некие преимущества при поступлении в вузы. Например, один частный вуз уже заявил, что готов освободить от творчес­кого экзамена наших ребят из педкласса, поскольку у них есть опыт преподавания.

Проект «Школа будущего педагога» важен не только организациям среднего образования, но и колледжам и вузам. Например, школу-гимназию № 26 посещают преподаватели Евразийского гуманитарного института и проводят обучающие занятия для детей по педагогике и психологии. А дети, в свою очередь, раз в неделю ездят в институт и слушают лекции опытных преподавателей.

– На выходе наши вузы и колледжи получают студентов, которые уже имеют навыки, знают на практике, что такое педагогика. Например, Павлодарский педагогический университет не против того, чтобы наши выпускники поступали к ним. И мы в этом заинтересованы. И нашим выпускникам легче учиться, потому что, пройдя педклассы, они будут иметь солидный багаж опыта и навыков, – считает Ольга Евгеньевна.

Недавно школа-гимназия № 26 провела второй международный молодежный форум «Учитель. Радость вести за собой», где соб­рались основные стейкхолдеры по пилотному проекту. Форум стал площадкой, на которой представители школ, колледжей, вузов страны обсудили опыт подготовки педклассов, поделились своими методиками и провели интерактивную игру.

– Форум мы проводим второй год. На этот раз он получился более масштабным – приняли участие наши регионы и даже Россия. В ходе форума с интересом узнали, что в Костанайской области есть малокомплектная школа, которая уже двадцать лет ведет свой педагогический класс. Мы с удовольствием поделились своим опытом и почерпнули для себя много нового! – заключила Ольга Тодераш.

Популярное

Все
Олжасу Сулейменову – 88 лет!
Учащиеся лицея № 5 имени Панфилова стали членами Международного Панфиловского движения
С «Вахты памяти» вернулись поисковики Петропавловска
Центр кино Казахстана впервые представлен на кинорынке Marché Du Film
Представители комиссии «Игр будущего» посетили нашу страну
Состоялся II открытый юношеский турнир памяти Султанбека Кобландина
Сегодня в Ашхабаде начнет свою работу Международная научная конференция «Пространство мудрости Махтумкули Фраги», посвященная 300-летию выдающегося поэта, философа и мыслителя Востока
Британский портал Essentialliving оценил качество сервисов такси. В представленном списке наша страна заняла 73-е место
Паводки: от концепции «реагирования и выправления» к принципу «предвидеть и предупредить»
Журнал Global Finance назвал жителей нашей страны самыми богатыми в Центральной Азии
Столичный бизнес терпит убытки из-за несоблюдения дизайн-кода
Комарам и мошкам объявлена война
Одно громкое «доколе»?
В Казахстане дан старт ЕНТ
Школьников выселили из общежития и отдали его чиновникам
Миграционное законодательство решает комплекс проблем
Деревья стоят «по колено» в воде
Вопросы энергодефицита откладывать нельзя
Драка местных граждан с иностранцами в Бишкеке переросла в беспорядки
Отмена утильсбора подорвет долгосрочное развитие экономики Казахстана – Шарлапаев
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Сергея Луганского
Государственным языком в Атырауской области владеют представители разных национальностей
В Алматы прошли переговоры между главами МИД Азербайджана и Армении
Аграрии и энергетики летом должны работать усиленно
Айбек Дадебай: Конкретная цель Президента – превратить Казахстан в передовое государство
ЧМ по хоккею: Казахстан обыграл Францию в стартовом матче
Паводковые воды спасут пересыхающее озеро в Восточном Казахстане
В Уральске тестируют зарядные станции для электромобилей
На «Евровидении-2024» победила Швейцария
В Шымкенте очистили русло Кошкар-аты
Сакен Сейфуллин: «Авиация – это крылья грядущих поколений!»
Italian Open: Путинцева капитулировала перед первой ракеткой мира
Вводится экспертиза объектов интеллектуальной собственности
Резонансное убийство в Турции: Эрдоган принял решение
Генассамблея ООН призвала предоставить Палестине статус полноправного члена
Члены Президентского молодежного кадрового резерва приняли участие в экологической акции «Таза Қазақстан»
Не уповай на Google – иди к врачу
Сборник казахских народных сказок на татарском языке презентован в Казани
Массовая посевная кампания в Казахстане начнется во второй декаде мая
Военнослужащие теробороны возложили цветы к памятнику Алие Молдагуловой
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
Против танка ходил он с карабином и саблей
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко

Читайте также

Министр просвещения встретился с претендентами на «Алтын бе…
Почти в 2 раза увеличится госзаказ на обучение в колледжах …
В столице на «Алтын белгі» претендуют около 300 школьников
В Казани открыли Центр Абая

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]