Нередко хитроумные коммерсанты вывешивают в магазинах таблички о невозможности вернуть или обменять товар. Но насколько это законно?

4339
Валентина Мелехова, Костанайская область

Потребительские споры считаются самыми жаркими и зачастую, как показывает практика, заканчиваются не в пользу покупателей. Но это лишь оттого, что большинство не знает своих прав. А они, между прочим, защищены законом.

Фото: kazpravda.kz

Как часто вам приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда, уже расплатившись за товар, вы вдруг осознаете, что он вам по какой-то причине не подходит? Знакомо? И как быть? Кто-то лишь печально вздохнет и начнет пользоваться неудобной для него вещью, а кто-то попробует исправить ошибку и поспешит в магазин, чтобы вернуть или обменять ее.

Испытать фортуну решил и житель Костаная, который только дома обнаружил, что купленный им массажер для лица слишком мал. Однако в магазине бытовой техники на предложение принять покупку обратно и вернуть деньги он получил категоричное «нет». Продавец заявил: дескать, массажер для лица относится к гигиеническим товарам, а значит, ни обмену, ни возврату не подлежит…

Покупатель был вынужден обратиться за помощью в областной департамент по защите прав пот­ребителей. Там-то коммерсанту и разъяснили, что тот нарушил закон. В итоге покупателю вернули деньги за массажер, а предпринимателя оштрафовали.

Подобные нарушения караются весьма серьезными административными взысканиями: для субъек­тов малого предпринимательства предусмотрены штрафы в размере 20 МРП, среднего – 30 МРП, а крупного – 50 МРП.

Оказывается, есть всего лишь шесть категорий товаров, которые по закону действительно не подлежат обмену и возврату. К ним относятся лекарственные средства и медицинские изделия, нательное белье, чулочно-носочная продукция, животные и растения, сотовые телефоны, а также метражные товары: ткани, линолеум и прочее. Все остальное можно вернуть или обменять в течение 14 дней после совершения покупки. Однако для этого у покупателя должен быть чек, а изделие иметь товарный вид.

– Причем продавцы, торгующие товарами, не подлежащими обмену или возврату, при продаже обязаны предупреждать об этом покупателей. Не обязательно каж­дому говорить. Достаточно на видном месте повесить табличку, чтобы потребитель при покупке досконально изучил товар, внимательно подошел к выбору цвета, размера... Ведь если до него не довели эту информацию устно или письменно, он вправе на законных основаниях потребовать обмена или возврата. К тому же за непредоставление информации о товаре предприниматель может быть привлечен к ответственнос­ти в виде предупреждения или штрафа: для субъектов малого предпринимательства это шесть МРП, среднего – 10 МРП, крупного – 30 МРП, – разъяснил нормы закона руководитель Костанайского областного департамента торговли и защиты прав потребителей МТИ РК Мурзахан Ерканов.

Однако нередки и ситуации, когда хитроумные коммерсанты вывешивают таблички о невозможности вернуть или обменять товар, который по закону как раз таки подлежит такой процедуре. Это, конечно, незаконно, но... не наказуемо.

Так что покупателю нужно быть внимательным. Как и в случае, если в торговой точке, аптеке или салоне нет табличек с телефонами администрации, департамента по защите прав потребителей или же общественных объединений, то есть субъектов досудебного регулирования потребительского спора.

– При возникновении какой-либо проблемы потребитель не должен бегать по инстанциям в поисках правды. Он должен обратиться в первую очередь к предпринимателю или администратору. Если на этом уровне вопрос решить не удалось, сле­дует отправиться в общественное объединение, уполномоченный госорган, который имеет право принимать те или иные меры, предусмотренные законом, – пояс­нил Мурзахан Ерканов. – Анализ показал, что 95% субъектов предпринимательства, занимающихся торговлей или предоставлением услуг в Костанайской области, такую информацию для посетителей не вывешивают.

Это прямое нарушение законодательства, и за это предусмотрена административная ответственность: для субъектов мелкого предпринимательства размер штрафа составит 20 МРП, для среднего – 30 МРП, а для крупного – 50 МРП.

– Если потребитель снимет на видео, что, допустим, в каком-то магазине нет информации с телефонами представителей администрации, нашего департамента или же общественных объединений и вышлет нам, мы можем провести внеплановую проверку и привлечь к ответственности конкретную торговую точку. Просим потребителей быть бдительными и проявлять гражданскую позицию. Только так мы сможем дисциплинировать предпринимателей. Только при таком подходе сформируется культура цивилизованных взаимоотношений между покупателями и продавцами, – считает Мурзахан Ерканов.

Популярное

Все
Консолидация и развитие
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Ночные автобусы будут ездить до утра в Астане
Доходы стоматологов в Казахстане побили рекорд
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Мед Алтая ценят за насыщенный аромат, вкус и целебность
Лето начинается с фестиваля. Участниками «Опералии-2024» станут звезды оперы и балета из девяти стран
Медеплавильный завод стоимостью $1,5 млрд построят в Казахстане
Тело пропавшей девушки нашли в области Абай
Делегация Penn State прибыла в Казахстан для переговоров с Satbayev University
Мечты и планы юных курсантов
Рыбакина вышла в четвертьфинал «Ролан Гаррос»
Активисты выявили массу изъянов, допущенных при установке системы уличного освещения
Дело Бишимбаева: Брат Салтанат Нукеновой рассказал о подготовке к апелляционному суду
Вопросы продбезопасности обсудил Бектенов с главами правительств стран ЕАЭС
Знание государственного языка сыграло для Марины Сахаровой судьбоносную роль
Почему импортное продовольствие выдавливает казахстанские продукты с полок магазинов
Цепочка спасла мужчину от пули в США
Токаев поговорил по телефону с эмиром Катара
Токаев высказался о ситуации в Палестине
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Международный день музеев отмечается в Казахстане
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Триумф и трагедия казахских баев
Костанайские археологи бьют тревогу
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
В целях ускорения реформ и улучшения бизнес-климата
У Ватикана есть процедура для проверки сообщений о сверхъестественном
Паводковые воды спасут пересыхающее озеро в Восточном Казахстане
3,4 тыс. нарушителей границы задержаны за месяц в Казахстане
Эдуард Ким выиграл этап Кубка мира по артистичному плаванию
Олжасу Сулейменову – 88 лет!
Учащиеся лицея № 5 имени Панфилова стали членами Международного Панфиловского движения
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
Бизнесмены останутся без лимитов на вылов рыбы?
30 килограммов конфет раздали в Астане ко Дню защиты детей
Сезон атлантических ураганов в 2024 г. может стать самым активным в истории наблюдений
Казахстанские десантники удостоены нагрудного знака «Доблесть и мастерство» в Белоруссии

Читайте также

В Актюбинской области отремонтируют 866 км автодорог
Спецтехнику для уборки улиц на 3 млрд тенге приобрели в Акт…
Читать книги, учить стихи, ходить в кино…
В Петропавловске мать с тремя детьми получила ключи от ново…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]