Тройка, семерка, туз

1999
Любовь Доброта

Шымкентский городской русский театр драмы открыл очередной, 94-й театральный сезон спектаклем «Пиковая дама». Жанр его обозначен как nostalgic road movie, то есть действо, герои которого находятся в пути.

фото автора

Появление в репертуаре теат­ра постановки, основанной на литературном шедевре Александра Пушкина, присвоения имени которого коллектив добивается давно, является в определенном смысле знаковым. Директор и главный режиссер Шымкентского театра Игорь Вербицкий уже решил, что труппа непременно покажет пьесу на российском театральном фестивале, приуроченном к 225-летию со дня рождения поэта.

Примечательно и то, что спектакль поставлен в рамках специального проекта помощи казах
станским русскоязычным теат­рам, инициированного ректором ГИТИСа Григорием Заславским. За три года в шести казахстанских городах – Алматы, Таразе, Астане, Семее, Костанае и Уральске – выпускники ГИТИСа помогли поставить премьеры. Дошла очередь и до Шымкента, куда приехали режиссер Роман Лыков, художник-постановщик Мартын Степанов и художник по свету Александр Краснодед.

В арсенале Романа Лыкова значится несколько спектаклей, поставленных им на театральных подмостках за четыре года работы после окончания вуза, в том числе и в Бишкеке, в котором он родился и схожесть атмосферы которого сравнивает с Шымкентом.

За Пушкина молодой режиссер взялся впервые и признается, что безмерно этому рад, потому что в его творчестве есть огромная жила, которую можно копать и копать. Безумно интересно, много чего открыл для себя.

– Сейчас театральная тенденция такая, что нельзя взять произведение Пушкина и просто поставить, – философствует Роман Лыков. – Тебе 35, а Пушкину было 37, когда он уже все сделал, а ты еще и миллионной доли не успел. Такое ощущение, что ты мальчик по сравнению с ним. Он знал что-то такое, чего ты никогда не узнаешь. И вот в этой его творческой махине надо найти что-то такое маленькое, что тебя волнует и тревожит. Давно, когда читал его биографию, меня поразило, что человек всю жизнь то в ссылке, то в дороге, то в немилости, – судьба уготовила ему участь скитальца. И пока его носило по свету, он писал свои прекрасные произведения.

Итак, известный скиталец Александр Пушкин, а все дейст­вие на сцене разворачивается при его непосредственном учас
тии, приезжает в город, чтобы показать одну из своих мифичес
ких историй о жажде наживы, алчности, непреодолимом желании разбогатеть, узнав тайну комбинации из трех карт. Старинная повесть превращается в фатальное танго о Петербурге, любви, деньгах и жизни. Иначе говоря, тройка, семерка, туз в одном действии.

– Когда читаешь повесть, отчетливо понимаешь, что Пушкин все это очень любит, – поясняет Роман Лыков. – Это произведение с сюжетом, таким подзакрученным и новомодным. «Пиковая дама» была очень популярной в то время. Мне кажется, в ней Александр Сергеевич «оторвался» в каких-то прекрасных маленьких вещах. Например, в описании комнаты графини или небольших вставочках, касающихся Петербурга. Все эти дамские ножки, ботфорты и так далее. Как по мне, то в таких фрагментах есть его душа. Именно про это мы и создали спектакль.

Режиссер сделал расчет на эмоциональное восприятие и подключение зрителя. Он уверен: если говорить о чем-то искренне, то человеку, сидящему в зрительном зале, совсем не обязательно быть филологом, театроведом либо изучать курс истории мирового театра, чтобы понять и принять постановку.

Режиссер обозначил ее как спектакль-сочинение, ибо сюжет не является постановкой по тексту произведения. Лыков сам писал инсценировку, дописывая ее по ходу работы на репетициях и все время предлагая артистам новые варианты текста. Это спектакль-сочинение еще и потому, что многое придумано непосредст­венно самими артистами.

Сразу же по приезде в Шымкент, на стадии знакомства с труппой, режиссер попросил артистов подготовить театральные этюды, не давая конкретные темы, сказав только, что речь о «Пиковой даме». Труппа отнес
лась к заданию творчески.

– Какие-то моменты постановки взяты из тех театральных этюдов, что-то было предложено на репетициях, где-то я предлагал придумать ход вместе, – рассказывает Роман Лыков. – В этом плане артисты театра оказались открытыми и готовыми к сотрудничеству. Они это делали с большим удовольствием. Один из этюдов оказался весьма хорош и вошел в спектакль как мизансцена. Идея, когда много девочек одевают графиню, тоже из этюда. Рахимжан Кенжеев, сыгравший роль Германна, например, чуть ли не на каждой репетиции придумывал и предлагал что-то новое. Его роль была мной только намечена, обозначена главная линия, а дальше он сам привнес многое в образ своего героя.

Душещипательные истории о вещах в комнате графини тоже авторские. Каждый актер рассказал о том, что дорого его сердцу, сделав это непосредственно и душевно. Прозвучало проникновенно, с оттенком щемящей грусти. Благодаря такому сотворчеству по ходу работы над премьерой родились фрагменты, ставшие украшением спектакля.

– Педагоги учили нас полнейшей свободе самовыражения, – рассказывает Роман Лыков. – Прием такого сотворчества я уже использовал ранее при подготовке лабораторных спектаклей, а затем при работе над премьерами. Артисты шымкентского театра оказались потрясаю­щими, они заметно облегчали работу над постановкой своим вкладом. Актерскому составу – моя самая высокая оценка. Театр – уникальный, потому что в нем практически нет артистов с высшим театральным образованием, и вдвойне удивительно, что люди могут делать то, что они делают, на таком высоком уровне. Видимо, количество спектаклей в репертуаре переросло в качество. Это абсолютно потрясающая труппа, с которой можно свернуть горы!

Среди проблем, с которыми пришлось столкнуться в ходе постановки, режиссер называет технические нюансы, к примеру, сложности со светом. И тут же отмечает, что эти мелочи вполне решаемые. И в этом смысле помощь Александра Краснодеда оказалась огромной, как и художника-постановщика Мартына Степанова, который не просто придумал выезд на сцену автомобиля-«буханки», вокруг которого крутится весь сюжет, но и предложил ряд актерских приемов, блестяще реализованных на сцене.

Для коллектива театра работа над спектаклем стала своего рода мастер-классом, позволившим пополнить багаж знаний и раздвинуть границы творчества. А лучшей наградой стало заявление Романа Лыкова о том, что он с удовольствием готов вернуться в Шымкент, чтобы порадовать горожан новыми премьерами.

Популярное

Все
«ҰЛЫ ДАЛА ЖОРЫҒЫ-2024»: Итоги первого дня
Абиба Абужакынова взяла «бронзу» на чемпионате мира по дзюдо в ОАЭ
Ерулан Жамаубаев назначен советником президента
Президент Ирана Раиси погиб при крушении вертолета - СМИ
Аида Балаева предложила основать литературную премию имени Фраги
МВД обратилось к выпускникам и их родителям
Как фермерам будут возмещать убытки после паводков
Казахстан согласовал дополнительную квоту обмена бланками с Латвией, Литвой и Эстонией
Глава МИД Китая прибыл в Астану
Сумма выплаченных пособий по безработице в РК ежемесячно растет
Алматинцы ощутили землетрясение
Астанчанка оформила на доверчивую соседку шесть кредитов
Пропавших в России лошадей нашли спустя месяцы в Актюбинской области
Президентские выборы пройдут в Иране в течение 50 дней
Бывший замакима Шымкента осужден за покушение на дачу взятки
Токаев: Турция входит в пятерку крупнейших торговых партнеров Казахстана
В Казахстане из-за паводков отменили международный ІТ-форум
Глава государства выразил соболезнования в связи с кончиной президента Ирана
Предприятия отечественной фармацевтики бьют в набат
Бишимбаева приговорили к 24 годам лишения свободы
Новый авиамаршрут открывают между Казахстаном и Узбекистаном
Во время намаза мужчина начал избивать рядом стоящего человека
Будущее – за казахским языком
Героями стали в двадцать лет
В Шымкенте отказались от восстановления детской железной дороги
Каждый день спасатели слышат слова благодарности
Международный день музеев отмечается в Казахстане
Мужчина с почкой свиньи умер в США
О чем молчит оружие?
Брачные игры по-итальянски
О расточительстве, исторических спорах и развитии казахского языка
Кадетский класс открыли в честь героя-полицейского
Главы МИД стран ШОС встретятся в Астане в конце мая
В целях ускорения реформ и улучшения бизнес-климата
Родоначальнику династии стражей Государственной границы Казахстана Саипу Садыкову исполнилось бы 100 лет
В суде определили вопросы для присяжных по делу Бишимбаева
Казахстанские гимнастки завоевали медали на турнире в Португалии
Ни проехать, ни пройти
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Сенатор Ляззат Калтаева: «Одна из самых важных профессий в стране нуждается в защите»
Сенатор поддержала законодательный запрет на вейпы в Казахстане

Читайте также

Менторское сопровождение демонстрирует эффективность
Давайте любить спорт!
Надо только начать с себя
В Туркестанской области стартовал проект «Моя профессия – м…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]