Им нужен свой человек

2263
Юлия Миленькая, Алматы

Казахстанский социальный проект «Наставники» уже несколько лет предоставляет возможность подросткам обрести новых друзей, которые, помимо доброго общения и поддержки, дают им полезные знания и обучают необходимым жизненным навыкам.

фото из архива фонда Дара

История Айгерим и Карима из Астаны началась в 2018 году. Сейчас Кариму 17 лет, и он студент колледжа.

– Мы «притирались», как и все. Карим – парень серьезный, «сюсюкать» не любит. И потому, когда он при встрече меня обнимает, это дорогого стоит. У него есть братишка и сестренка, о которых он трепетно заботится, – рассказывает наставница Айгерим.

А Карим вдохновил Айгерим заниматься бегом.

– С Айгерим интересно разговаривать и весело проводить время. Она всегда даст совет в сложный момент, научила меня одеваться теплее и передвигаться по городу. Мне хочется быть таким же умным и успешным, как она, – делится он.

Люди, неравнодушные к судьбам подростков, которые оказались по воле судьбы в детских домах, становятся частью программы «Наставники». Они помогают своим подопечным подготовиться к самостоятельной, взрослой жизни через общение и дружбу, посвящают им свое личное время, передают знания и опыт. Взявший на себя ответственность в роли наставника дает возможность подросткам обрести уверенность в собственных силах, определиться с выбором будущей профессии, работы.

Проект реализуется благотворительным фондом «Дара» и партнерскими неправительственными организациями с 2015 года. С момента его запуска более 220 подростков из детских домов в 15 городах Казахстана обрели старших друзей. И это, по словам представителей фонда, далеко не предел. География «Наставников» постоянно растет.

Другом, «своим взрослым» для подростка из детского дома может стать любой казахстанец старше 25 лет, прошедший отбор и обучение, организованное командой программы. Взаимодействуя с ребятами, наставники получают поддержку и обратную связь от координаторов и психологов. Наставники становятся настоящими друзьями подростков, и эта дружба, конечно, не имеет временных сроков. У проекта уже образовалась целая копилка прекрасных историй, где наставник становился не просто хорошим товарищем, но и забирал ребенка в семью – усыновлял, оформлял опекунство.

Дети, взращенные без родных и близких людей, имеют, безусловно, непростые судьбы и, как следствие, характер. Они не умеют доверять взрослым, которые могут предать, бросить, пообещать и не сделать. Поэтому наставникам всегда довольно непросто начать взаимодействовать с ребятами, настороженно идущими на контакт.

Вот и у наставницы Анары с ее подопечным складывались непростые отношения.

– Сначала это была борьба, он не впускал меня в свою жизнь, не открывался, отталкивал, – вспоминает она. – Несмотря на мои старания понять его и происходящее между нами, он вдруг вообще прекратил со мной всякое общение. Я не могла понять причину. Координаторы проекта уже начали беспокоиться. Но в какой-то момент я просто приняла эту ситуацию и доверилась решению своего подопечного. Спустя три месяца он сам вышел на связь, и мы возобновили дружбу. С этого момента наши отношения перешли на новый этап.

Стоит отметить, что прошедшая пандемия внесла коррективы и в формат проекта – была открыта онлайн-школа наставничества. Живые встречи команды наставников перешли в виртуальное пространство. На сегодняшний день потенциальный наставник может подать заявку на участие в программе, посмотреть все записанные уроки от специалистов и экспертов, получить сертификат. Затем к нему присоединяют координатора региона, психологов, которые ставят его в пару с подопечным и продолжают курировать их совместную работу.

– В рамках проекта мы ежемесячно организовываем клубы наставников, где скрупулезно разбираем конкретные ситуации, сложности, возникающие при взаимодействии пар, – рассказывает специалист по связям с общественностью программы «Наставники» Дина Жанглышева.

Иногда случается так, что наставники переезжают в другой город, по объективным причинам не имеют возможности продолжать взаимодействовать с подростком. В таких случаях приходится нелегко всем: и наставнику, который изначально брал на себя очень ответственную задачу, и организаторам проекта, осуществляющим большую работу по подбору, обучению и поддержке пары, и, безусловно, самому подростку, которому приходится переживать очередную психологическую ретравматизацию.

После выхода из стен детского дома перед его вчерашними воспитанниками возникает сразу целый комплекс проблемных вопросов: чем можно заниматься, как себя обеспечивать?

– Мы также хотим популяризировать инициативу корпоративного наставничества, чтобы бизнес-организации тоже участвовали в проекте, – говорит Дина Жанглышева. – Компании будут способствовать подготовке детей к выбору той или иной профессии, освоению мастерства в том или ином направлении деятельности. Благодаря уже вовлеченным в процесс корпоративным наставникам наши ребята занимаются программированием, обучаются навыкам технического обслуживания, восстановительного ремонта автомобилей, осваивают премудрости работы баристы, девочки изучают основы визажа.

По словам Дины Жанглышевой, проект включает в себя и организацию образовательных курсов для подростков. Ребята вместе с репетиторами подтягивают пробелы в знаниях в рамках школьной программы. Многие из них хотят поступать в институты, университеты, колледжи.

– К сожалению, среди воспитанников детских домов очень маленький процент тех, кто получает высшее образование, – обращает внимание специалист. – Тем не менее мы стараемся помочь ребятам успешно подготовиться к ЕНТ. В настоящее время с репетиторами занимаются более 160 подростков в девяти городах. За весь период реализации этого направления семь подопечных программы «Наставники» учатся по гранту в вузах страны.

В апреле фонд запустил аналог программы «Наставники» на казахском языке – «Тәлімгерлер». На начальном этапе программа будет осуществляться в трех городах – Кызылорде, Шымкенте и Талдыкоргане. В рамках «Тәлімгерлер» поддержка будущего наставника от команды психологов, координаторов проекта и общение со своим подопечным проходят на казахском языке.

– На протяжении восьми лет проект работал с русскоязычной аудиторией – потенциальными кандидатами в наставники, но мы уже давно понимали, что существует острая необходимость продвигать эту программу на казахском языке, так как большая часть детей в детских домах изъясняется на родном языке. И детям очень нужно, чтобы его самый близкий друг, наставник, говорил, понимал и поддерживал общение на казахском языке, что уменьшает языковые и коммуникационные барьеры и делает пары еще ближе, – поделилась руководитель программы «Тәлімгерлер» Гульжадыра Бекенова.

Для проекта стало уже доброй традицией организовывать День наставника, собирающий большое количество людей в одном месте – взрослых и детей, команду проекта, где все могут замечательно провести время, поделиться своим настроением, эмоциями и почувствовать сопричастность к комьюнити, которое объединено доброй идеей. Недавно дни наставников прошли в Астане и Алматы, 4 июня такой день отметят в Павлодаре.

Популярное

Все
Посвящается поэту и гражданину
Не только ужесточение, но и упрощение. На законодательном уровне совершенствуют отношения в области миграции
Предприятия отечественной фармацевтики бьют в набат
Во время намаза мужчина начал избивать рядом стоящего человека
Будущее – за казахским языком
Героями стали в двадцать лет
Международный день музеев отмечается в Казахстане
В Шымкенте отказались от восстановления детской железной дороги
Каждый день спасатели слышат слова благодарности
О чем молчит оружие?
Брачные игры по-итальянски
О расточительстве, исторических спорах и развитии казахского языка
Кадетский класс открыли в честь героя-полицейского
Родоначальнику династии стражей Государственной границы Казахстана Саипу Садыкову исполнилось бы 100 лет
В целях ускорения реформ и улучшения бизнес-климата
Ни проехать, ни пройти
Аким Атырауской области рассказал о развитии Кульсары
Олжасу Сулейменову – 88 лет!
Учащиеся лицея № 5 имени Панфилова стали членами Международного Панфиловского движения
Одно громкое «доколе»?
Анастасия Куценко из Кокшетау утверждает: казахский язык не так сложен в изучении, как поначалу кажется
Без стабильно работающей техники не выполнить ни одну боевую задачу
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Ветеранам – везде почет
Штурмовики идут в бой с пехотой
Почти 400 фильмов создали в Казахстане за прошлый год
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
Успех летчика куется на земле
Текущую ситуацию на рынке ГСМ обсудили в правительстве
Ребенок получил пулевое ранение в Алматинской области

Читайте также

В Казахстане планируется проведение чемпионата мира CISM по…
Менторское сопровождение демонстрирует эффективность
Давайте любить спорт!
Надо только начать с себя

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]